Московский Музей современного искусства представляет выставку финской художницы Терхи Хейно (1970 г.р.) "Время чая", которая пройдет в залах музея на Ермолаевском пер., д.17 со 2 по 26 августа 2007 г. Выставка включает в себя около 30 работ, созданных в течение последних нескольких лет. Среди них две видео-работы, несколько скульптур и реди-мэйдов (готовых изделий).
Терхи Хейно - молодая финская художница, создающая сюрреалистические объекты и скульптуры из материалов органического происхождения или отходов, как-то: использованные пакетики чая, луковая шелуха или рыбья чешуя. Художница признается, что даже представить себе не может, чтобы ее произведения были созданы из "новых" материалов. Ведь вокруг нас так много вещей, которые можно переработать, что нет необходимости создавать новые. Неслучайно один финский художественный критик назвал объекты Терхи Хейно "зеленым поп-артом".
В то же время для автора важно продемонстрировать эстетическое восприятие этого материала, сам цвет чая, его оттенки, собранные в абстрактный узор. Композиции подчинены принципам концептуализма и минимализма, где структура, материальные ассоциации, свет, время и цвет суть составные элементы работ.
Художница сама находит "художественное сырье" для своих работ, обрабатывает их определенным образом (высушивает, очищает ит.п.), затем дает им новую жизнь. Данная техника была выбрана художницей неслучайно, хотя это требует и времени, и кропотливого труда. Именно ручной труд привносит в искусство момент индивидуальности и тем самым помогает противостоять бездушному массовому производству, против которого выступает молодое поколение европейских художников. С другой стороны, для Терхи Хейно это повод еще раз привлечь внимание к проблеме отношения к женскому физическому труду и роли женщины в обществе.
В своем творчестве Терхи Хейно всегда ориентировалась на международный художественный контекст. Начав с архитектуры, получив затем классическое скульптурное образование (Академия Изящных искусств, Хельсинки), она обратилась к творчеству современных американских и западноевропейских художников, среди которых Луиза Буржуа, Джефф Кунс, Энни Лейбовиц, Марлен Дюма, Ханна Вильке, Люк Туйманс. Именно их произведения стали для Терхи Хейно основой для изучения и понимания современной теории и истории искусства. Впоследствии она также сотрудничала с американо-мексиканским художником Франко Мондини-Руизом (Нью-Йорк, Галерея Frederieke Taylor), работающего в жанре реди-мэйдов и инсталляций. Его искусство, душевные качества и поддержка помогли художнице сохранить веру в собственные силы и правильность выбранного пути.
Сентиментальные образы Терхи Хейно - детские китайские сандальки, дедушкина рыболовная сумка, венок, конфетные обертки - приоткрывают завесу эмоционального мира художницы. По словам самой Терхи, значения и ассоциации, заключенные в материалах с различными свойствами, личные истории и воспоминания всегда вдохновляли ее творчество. Именно так она может выразить свою потребность почувствовать связь с собственными корнями, с местом, где она родилась и выросла (*Оулу - небольшой городок на севере Финляндии, около 150 000 жителей), а также свою благодарность родителям, прививших ей основные человеческие ценности - благовоспитанность, образованность и веру в себя.
Отражение времени и фиксация конкретных моментов времени "на полях" повседневности - бытовых отходах - есть главный смысл художественного послания Терхи Хейно.