26 июля в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка известного американского художника Шимона Окштейна "Разговор с объектом", организованная при содействии Kolodzei Art Foundation. На выставке представлены произведения художника из частных собраний США и Германии, созданные с конца 1970-х и до настоящего времени.
Впервые произведения Шимона Окштейна были показаны в стенах Русского музея в 1990 году на выставке "ТРАНЗИТ: русские художники между Востоком и Западом", первой в длинном ряду последовавшей за ней и знакомивших широкую публику с творчеством художников по разным причинам и в разное время покинувших СССР. Двадцать четыре художника, участвовавших в той выставке, принадлежащие по выражению Дж. Боулта, "к потерянному и вновь обретенному поколению", сегодня широко известны, почти все удостоились больших персональных выставок.
Шимон Окштейн родился в 1951 году в городе Черновцы, давшем миру многих известных представителей еврейской культуры. С пяти лет Шимон мечтал стать художником. После школы он поступил в художественное училище им. Грекова в Одессе и уже в студенческие годы начал выставляться на городских выставках.
Закончив училище на одни пятерки, Окштейн отправился в Ленинград и поступил в Мухинское училище. Но очень быстро разочаровался и вернулся в родной город, где молодому художнику удалось получить собственную студию, поскольку его картины закупались Министерством культуры и музеями.
В 1979 году художник иммигрировал в США. Приехав в Нью-Йорк, Окштейн был поражен художественными возможностями этого города. Несмотря на это, первое время художник жил воспоминаниям о родине, о прошлой жизни, лишь спустя два года ему удалось совместить в своем творчестве традиционные законы европейской классики и художественный опыт, полученный им в России. Через свои работы он старался связаться с миром и не быть чужим в этой стране. Серия работ Окштейна "Девушки с обложек" (Cover Girls), созданная им в 1984 году, вывела художника на орбиту всеамериканской известности.
За двадцать восемь лет жизни в Нью-Йорке, Окштейн сумел, благодаря таланту, интересу к новой среде и культуре, обрести свое место в американском искусстве. Его работы находятся в коллекциях Нью-Йоркского музея современного американского искусства Уитни и Бруклинского музея, наряду с другими частными и музейными коллекциями. В 2005 году музей Уитни, проводя выставку "Приближаясь к объектам", поместил работу Шимона Окштейна в одном ряду с работами американских классиков Джаспера Джонса, Роберта Раушенберга, Джима Дайна и Кристо.
Творчество Окштейна менялось вместе со временем. Сам художник говорит, что он старается меняться каждые шесть - десять лет, ищет новые решения и формы. На смену ярким "Девушкам с обложек" и обожествлению носильных вещей, навеянных красочными рекламными щитами 1980-х, пришли созерцательные и переосмысленные работы 1990-х. Это гигантские холсты, с которых смотрят на зрителя многократно увеличенные и с фотографической точностью воспроизведенные с помощью графита и угля предметы. Техника и точность рисунка имеют большое значение в творчестве Окштейна. Сначала художник фотографирует подобранные предметы, выставляя специальный свет. После этого переносит изображение на холст.
Для своих произведений Окштейн аккуратно выбирает детали и объекты, превращая обломки культуры в визуальные изображения. Иногда предметы в его искусстве носят биографическую окраску: ножницы, иголки и наперстки, изображенные на холстах и рисунках, связаны с воспоминаниями о детстве.
В последнее десятилетие Окштейн возвращается к историческим ценностям, к работам старых мастеров. Его новая серия стала соединением разных культур и фактур. У художника появилась идея изобразить старые фламандские натюрморты, вписав их в современный контекст, в пространство сегодняшней среды и культуры. Предметы массового потребления - посеребренные копилки, дешевая бижутерия, пластиковые пистолеты - вплетаются в размеренность частной жизни прошлых столетий. Это попытка соединить два разных времени.
Окштейн постоянно ищет суть объектов, взятых из массовой культуры, показывая, что именно они являются зеркальным отражением нашей жизни. В своем искусстве Окштейн пытается показать эфемерность современного общества: люди мелькают в телевизоре и уходят, старые предметы выкидываются, все исчезает.