Научная библиотека Российской академии художеств, основанная одновременно с академией, хранит редкие и особо ценные издания XV-XVIII веков, являющихся прекрасным образцом западноевропейского и русского полиграфического искусства. Традиционно в ее фондах хранится и ценнейшая коллекция музейного значения западноевропейской и русской гравюры.
Начало этого события было положено И.И.Шуваловым, который передал Академии свою очень ценную коллекцию книг и гравюрных увражей. Каталог эстампов, который имеет подпись: "оставленные мои эстампы в Академии. Иван Шувалов", включает в себя имена Дориньи, Одрана, Эделинка, Пикарта, Леклерка и многих других. И потом, на протяжении многих лет, Академия тщательно собирала лучшие образцы западноевропейских и русских гравюр.
С середины XV века в Европе в связи с изобретением книгопечатания начинает развиваться гравюра как элемент художественного оформления и иллюстрирования книг. Но трудно переоценить роль гравюры и как репродукционного искусства. Мастера резцовой гравюры кроме творческих работ много занимались репродуцированием оригинальных произведений выдающихся художников современности. Тиражи распространились по все Европе, принося славу живописцу и граверу.
И. Шувалов знал о невероятной популярности в Европе гравюр и понимал их значение для воспитанников Академии художеств, ведь именно благодаря гравюре происходит знакомство с произведениями живописцев разных стран.
Начиная с XVI века, вокруг знаменитых живописцев организуются целые граверные мастерские.
Во Франции XVII века работает плеяда талантливых граверов, объединившихся вокруг любимого мастера - создателя французского классицизма в живописи - Никола Пуссена: Гийом Шато, Этьен Бове, Жерар Одран и другие… Среди них были художники, чьи произведения представлены на этой выставке.
Первое место в этом ряду занимает Жан Пен, работавший непосредственно под наблюдением знаменитого мастера. Свободная штриховая система Ж. Пена как нельзя лучше подходила к передаче особенностей стиля Н. Пуссена. На выставке представлены три гравюры резцом: "Миропомазание", "Христос и самаритянка", "Тайная Вечеря".
Нельзя обойти вниманием работы Клодины Стела, с большой художественной энергией воспроизводившей творчество Н. Пуссена. В передаче самой сущности "высокого" стиля Н. Пуссена она достигает совершенства, неведомого многим граверам, посвятившим себя воспроизведению картин этого мастера. На выставке вы увидите 5 гравюр, выполненных ею с оригинала Н. Пуссена, в том числе: "Младенец Моисей, плывущий в корзине по Нилу", "Тайная Вечеря", "Христос перед Пилатом"…
Одним из лучших интерпретаторов Пуссена в гравюре был Жерар Одран. Но не только французские живописцы привлекали внимание Одрана, в его творчестве много гравюр с произведений старых и современных ему итальянских мастеров. На выставке представлены: "Мученичество св. Агнессы" - с оригинала Доменико, "Молитвы Розаны" - с оригинала Доменико, "Мученичество св. Лаврентия" - с оригинала Ле Сюера.
Жерар Эделинк - фламандец по происхождению, жил и работал во Франции. На выставке можно видеть гравюры его работ: "Иисус Христос и самаритянки" - с оригинала Ф. Шампеля, "Святое Семейство" - с оригинала Ш. Лебрена, "Распятие" - с оригинала Ш. Лебрена.
В XVII веке во Франции П. Рубенс привлекает к созданию гравюр по своим произведениям первоклассных граверов. Он создал множество рисунков, специально предназначенных для книжных иллюстраций, заботился о воспроизведении своих картин и фресок. Интерес к печатной графике занимал у П. Рубенса важное место, он внимательно наблюдал за работой граверов, при необходимости вносил свои коррективы. Исполненные ими резцовые гравюры великолепно передают мощь и динамизм рубенсовских композиций.
Гравюры Ш. Болсверта и Я. Витдука считались образцами технического совершенства и очень высоко ценились коллекционерами XVII- XVIII веков. Ян Витдук "Поднятие креста" (Триптих - с оригинала П. Рубенса). Ш. Болсверт "Вознесение Девы" - с оригинала П. Рубенса, "Медный змей" - с оригинала П. Рубенса, "Возложение тернового венца" - с оригинала А. Ван Дейка.
Именно эти редчайшие гравюры держали в руках первые воспитанники Академии художеств, копировали их, по ним знакомились с произведениями живописи Великих Мастеров.
Эта выставка - первое публичное представление нашей коллекции. Здесь показана маленькая ее часть - работы мастеров французской и голландской школ XVII-XVIII веков.