Китайская грамота. Письменные и художественные свидетельства взаимоотношений России и Китая в период Цин (1644-1911).
Государственный музей Востока и Российский Государственный архив древних актов рады представить вашему вниманию выставку "Китайская грамота", проводимую в рамках культурной программы "Год Китая в России".
Показанные на выставке документы и произведения искусства датируются периодом Цин и охватывают два с половиной столетия истории взаимоотношений двух империй - дипломатических, экономических и культурных.
Географически Российская империя и империя Цин издавна были соседями, однако установление добрососедских отношений началось только в середине 17 века. Самые ранние из представленных на выставке документов датируются 1653 годом. Характерно, что эти бумаги - посольские дела с описанием "столицы и ее жителей" и опись даров и товаров. Первый крупный дипломатический договор - Нерчинский, определивший политические взаимоотношения двух держав, представлен на выставке двумя "противнями" - и русским, и китайским. Именно этот документ впервые зафиксировал разделение обширной территории, пролегавшей между границами двух государств и с него началось определение очертаний государственных границ.
Несомненный интерес как для исследователей, так и для широкой публики представляют описания с рисунками Китая, его жителей, традиционной китайской и маньчжурской одежды, религии, бытового уклада, составленные в разное время купцами, миссионерами и студентами, прибывавшими в Пекин по разным надобностям.
Летопись, составленную на основе архивных документов, иллюстрируют вещи из собрания Музея Востока исторический процесс сложения торговых и дипломатических отношений между Китаем и Россией. Произведения искусства пишут и собственную историю: историю взаимовлияния столь разных по своему сюжетному наполнению и стилистическому развитию искусств. В Европе появление китайских ваз и шелков пробудило к жизни шинаузри и наполнило оттенком изысканной экзотики рокайльные виньетки павильонов и будуаров; в России бело-голубой фарфор переродился всем известной гжелью, а в зажиточных домах появились ширмы, идея разделения пространства которыми также принадлежит китайцам. Однако влияние не было односторонним. Весьма любопытным явлением в китайском искусстве 18 века являются вещи (вазы, табакерки) с "европейскими" сюжетами: религиозными сценами, пасторальными зарисовками или же просто с изображениями "рыжебородых варваров".
Фарфор, чай, шелк, лаки столь прочно вошли в российский и европейский быт, что уже не только сложно представить себе жизнь без них, но и вообразить, что они являются китайскими изобретениями. Барышня в шелках за традиционным чаепитием с самоваром и фарфоровым сервизом,- прекрасная картина русского купеческого быта в 19 веке. Ни один из компонентов предметного ряда не выглядит неорганичным и не выбивается из него.
Проводимая в рамках культурной программы "Год Китая в России" выставка "Китайская грамота" ставит своей задачей не поразить посетителей экзотическим зрелищем, а показать среду дипломатического, торгового и культурного взаимодействия между странами, на первый взгляд столь разными, но имеющими много общего.
К выставке выпущен иллюстрированный буклет, авторами которого выступили один из ведущих отечественных синологов профессор В.С.Мясников, директор РГАДА М.Р Рыженков и специалисты-синологи Музея Востока Л.И. Кузьменко и Л.А. Шмотикова.
Выставка открыта с 4 по 26 августа 2007.