Московский дом фотографии и Посольство Италии в России представляют выставку "Итальянская фотография 1930-1970-х" из коллекции Прельц Ольтрамонти.
Настоящая выставка представляет собой обширный ретроспективный обзор итальянской фотографии двадцатого века. Все работы тринадцати известных итальянских фотографов, созданных в 1930 - 1970-х гг., происходят из частной коллекции.
Сейчас уже почти невозможно сказать, когда именно зародилась современная итальянская фотография - это был неоднородный и во многом непредсказуемый процесс, но представляется несомненным, что появилась она в артистической атмосфере фотоклубов и любительских групп, которые на протяжении долгого времени заменяли музеи, вызывая оживленные споры вокруг всего нового и передового в фотографии.
Обходя стороной искусство, связанное с фашистской политической и эстетической риторикой "возврата к порядку" в начале двадцатых и в тридцатых годах, в результате которой Италия оказалась изолированной от международных авангардных течений (К. Шад, Л. Мохоли-Надь, Мэн Рей), настоящая выставка позволяет увидеть более, так сказать, частное, интимное творчество итальянских фотографов, работавших в годы фашистского режима (Марио Габинио), а также познакомиться с необычными способами использования возможностей фотографии, к которым обращались, например, архитектор Карло Моллино или график Антонио Боджери.
В тридцатые годы мнения итальянцев касательно фотографии разделились на два лагеря, сплотившиеся вокруг пары самых популярных журналов, посвященных этому искусству - "Фотографический курьер" (Il corriere fotografico), который издавался в Турине и Болонье, и "Галерея" (Galleria). Это издание, задуманное как аналог венской "Галереи" (Die Galerie), стало ярким отражением споров о роли культуры в фашистской Италии. Эстетическая политика режима находила свое выражение и в фотографии, которая изображала излюбленные сюжеты официальной пропаганды - самолеты, автомобили, прославленную милицию и т.д. - в полном соответствии с идеологически декларированным "классицизмом", который преобладал в пластических искусствах и литературе, оттесняя на второй план интернациональный авангард с его бунтарскими идеями.
Несмотря на это, Антон Джулио Брагалья и его брат Артуро, развивая футуристскую концепцию "фотодинамики", некую форму фотографии, способную синтетически передавать временную протяженность действия, открыли путь для последующих новаторских экспериментов в итальянской фотографии. Эстетический принцип, провозглашавший, что "образ должен быть экспрессивным выражением идеи", способствовал утверждению идей абстракционизма, дадаизма и сюрреализма, как в Италии, так и за ее пределами.
Только в таком историческом контексте можно по-настоящему понять глубоко индивидуальный подход Марио Габинио к фотографии как к изысканному хобби. Находясь под влиянием работ, увиденных на современных ему международных фотоконкурсах, Габинио в своем творчестве словно размышляет над эстетической ценностью фотографии. Трансформируя образы окружающего мира при помощи тонкой светотеневой обработки, он создает совершенно необычное пространство, где нарративная функция света приводит к созданию почти абстракционистского произведения, примером чего может служить "Автопортрет" (ок. 1937).
Итальянская фотография построена на индивидуальных исканиях и глубоко личных переживаниях. "Она возникает, как и создавал ее Джакомелли, из потребности в поэтическом" (Italo Zannier, "Reality and Italian Photography" в книге "Italian Metamorphosis", The Solomon Gugghenheim Museum, New York, 1989). Процесс внутреннего преображения чисто документального фотографического свидетельства в художественных экспериментах Джакомелли, где происходит синтез строк современной итальянской поэзии и экзистенциальных тем, ярко иллюстрирует тот оттенок лиризма, который придает итальянской фотографии неповторимое своеобразие и который вполне может восприниматься как лейтмотив всей выставки (Елена Джеуна)
Спонсоры проекта: MasterCard, KMB-BANK (ZAO), A BANK OF INTESA SANPAOLO, КМБ БАНК, ENI.
Выставка работает с 12 до 21 часа.
Другие выставки дома фотографии http://www.museum.ru/N32002