В июне 2007 года читатель получил возможность увидеть великолепный альбом, посвященный саратовской архитектуре «Саратов. Модерн. Архитектура».
На его создание ушло, по признанию группы авторов М.В. Провоторовой (текст), В.И. Кузьменко (фотосъемка), В.В. Кудрявцева (консультант), более двух лет, которые были посвящены съемке в любую погоду, хождениям по переулкам, поискам удачных ракурсов здания или же его деталей. По их утверждению, эта книга – «признание любви своему городу». Изысканность дизайна и оформления (И.В. Федорова), столь соответствующая стилю модерн, в основе которого лежит свобода художественного воплощения и целесообразность, делает этот альбом значительным событием в изданиях о Саратове.
36 зданий, и в прошлом, и в настоящем выполняющих разные функции, выполненные по проектам разных архитекторов, представленные как в своем внешнем – уличном - облике, так и в интерьерах. В ряду представленных в альбоме зданий стиля модерн – Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского и Клинический городок (архитектор К.Л. Мюфке), своеобразный «город в городе» - Крытый рынок (архитектор В.А. Люкшин), Саратовская консерватория и гостиница «Астория» (архитектор С.А. Каллистратов), Городской почтамт (архитекторы М.В. Кобелев, П.П. Колпаков).
Проектирование и строительство этих зданий было задумано для исполнения определенной функции, на протяжении века эта функция не менялась. Иначе обстояло дело с особняками, частными клиниками, банками, доходными домами. В них на протяжении многих лет Советской власти и постсоветской эпохи располагались разные учреждения.
Так в 1915 году в здание Дома общества взаимного страхования, построенного по проекту Семена Акимовича Каллистратова переехала 2-я Саратовская женская гимназия, учрежденная А.Д. Куфельд. Позже в нем была Высшая партийная школа, затем Поволжская Академия государственной службы.
Как пишет автор книги, этому архитектурному произведению стиля модерн повезло больше других: с 1994 года здание было передано Саратовскому государственному художественному музею имени А.Н. Радищева. В просторных, прекрасно освещенных коридорах и комнатах строения, украшенных барельефами, в течение семи лет была выставлена основная коллекция Радищевского музея – его шедевры.
Сейчас, когда отреставрировано основное, Боголюбовское, здание, музей получает прекрасные выставочные и экспозиционные площади.
Надежда Гришина