Нехватка экспозиционных площадей проблема знакомая большинству музеев. Открытие новых выставочных пространств, в свою очередь, - праздник для сотрудников музея. Ведь появляется возможность представить публике экспонаты, многие годы томившиеся в запасниках. Каждый музей решает пространственную проблему по-своему. Но, поскольку метод расширения пространства за счет пятого измерения в действительности пока не работает, у музеев остается только два пути: строительство (приобретение) новых выставочных залов или реконструкция имеющихся площадей. Государственный музей заповедник "Царское село" пошел по второму пути.
Три года потребовалась музею для преображения подвалов Екатерининского дворца. Теперь вместо паутины труб и проводов здесь можно увидеть одну из наиболее ценных коллекций музея, янтарную.
Однако прежде чем оценить ее и другие экспонаты, прописанные отныне в подвальном этаже, журналисты, приглашенные разделить радость открытия новых экспозиций с сотрудниками музея-заповедника, могли полюбоваться на первые плоды другого реставрационно-реконструкционного проекта - золочения лепнины фасада.
В XVIII веке и без того поражающие своим пышным великолепием фасады дворца Растрелли были украшены позолотой. Популярная легенда гласит, что золочение исчезло после того, как однажды пылающий в лучах вечернего солнца дворец увидела Екатерина Великая. Золото сияло столь ярко, что императрица приняла его блеск за языки пламени, пожирающие стены царской резиденции. И дабы избежать подобных потрясений в будущем императрица приказала закрасить золотые украшения. Но это история не более чем красивая легенда. На самом деле золото исчезло с фасадов Екатерининского дворца по финансово-технологическим причинам. На гипсе (а именно из него сделана сложная лепнина, цветущая на стенах дворца) золото особенно в нашем климате держится плохо. Золочение постоянно, едва ли не каждый год, приходилось подновлять. Посчитав расходы на поддержание золотого экстерьера елизаветинского дворца, рачительная Екатерина решила от него отказаться.
Сегодня реставраторы экспериментируют с новыми технологиями, стремясь найти способ золочения, который выстоит в тяжелых российских погодных условиях. Однако (и вновь по финансовым причинам) к грядущему 300-летнему юбилею дворца восстановить позолоту фасада вряд ли удастся.
Зато через год откроется экскурсионный маршрут по "нижним" (подвальным) залам. Также вскоре после реставрации должен открыться церковный флигель дворца. Заместитель директора Музея-заповедника по научной работе Ираида Куртовна Ботт пообещала, что посетители смогут не только полюбоваться на убранство дворцовой церкви, но и подняться под своды храмовых куполов, увидеть, как они устроены. Кстати, здесь также будет выставочное пространство.
В подвале же кроме одной из лучших в Европе коллекций изделий из янтаря посетители смогут полюбоваться на изделия из драгоценных металлов и камней. В числе которых работы мастеров, столь ценимой публикой фирмы Карла Фаберже. Также здесь устроены тематические композиции, приоткрывающие дверь в мир повседневной жизни людей прошлого. Например, отправившись в эти залы можно заглянуть в будуар дамы начала ХХ столетия или же прикоснуться к тайнам сервировки.
Созданием новых экспозиционных площадей масштабная реконструкция музея не ограничивается. Одновременно здесь создается самая современная охранная система. После окончания работ сохранность коллекции будут гарантировать разнообразные датчики, камеры наблюдения и прочие высокотехнологичные устройства.
В парках Царского села также кипит работа. Восстанавливаются павильоны и беседки, украшающие его живописные аллеи, лужайки и озера. Так, что к своему 300-тому дню рождения Царское село должно вернуть значительную часть утраченного в прежние годы великолепия.
(с) Музеи России