НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Провинциальный портрет пушкинского времени" из фондов Псковского музея-заповедника

c 11 мая по 11 июня 2007Псковская область
Неизвестный художник. Портрет Александры Петровны Вохиной
Неизвестный художник. Портрет Василия Федотовича Вохина
Неизвестный художник. Портрет Петра Гавриловича Борзова
Неизвестный художник. Портрет Ирины Александровны Скобельцыной
Неизвестный художник. Портрет Екатерины II.
11 мая 2007 года в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» открывается выставка в рамках проекта «Музейные фонды»: «Провинциальный портрет пушкинского времени» из фондов Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Выставка продлится до 11 июня.

Псковский музей-заповедник предоставил 11 лучших живописных работ своего собрания на выставку "Провинциальный портрет пушкинского времени". Эти работы неоднократно выставлялись в самом Пскове, большая часть из них опубликованы в каталогах Псковского музея и буклетах, посвященных коллекциям портретной живописи XVIIIв. и провинциальному искусству XIXв., но тем не менее выставка в Доме-музее Осиповых-Вульф в Тригорском уникальна: впервые эти портреты рассматриваются сквозь призму пушкинского взгляда, впервые они размещены в интерьере усадьбы, где бывал Пушкин.

Цель выставки - напомнить о том богатом культурном потенциале, которым обладала некогда Псковская земля, и о том, что сейчас ее культура не менее богата. Портреты тригорской выставки - это небольшая, но достаточно репрезентативная часть коллекции провинциального портрета конца XVIII - первой половины XIX века Псковского музея-заповедника. Естественным дополнением к выставке являются размещенные в постоянной экспозиции дома портреты, которые дают представление о коллекции Пушкинского заповедника. А вместе они призваны напомнить посетителям Тригорского о множестве усадеб Псковской губернии, в которых бытовали эти и многие подобные образцы русской портретной живописи. Дополняет общую картину ряд портретов, представленных в копиях, так как оригиналы в настоящее время оказались в коллекциях столичных музеев. Когда-то оригиналы этих портретов находились в Тригорском и связанных с ним усадьбах.

Царей портреты на стенах… Портреты дедов на стенах… Пушкин не случайно колебался в определении наиболее характерной детали "старинного замка" дяди Онегина. И вовсе не в угоду цензуре портреты царей были заменены портретами дедов. Пушкин выбрал то, что казалось ему более ценным в личностном плане ("Любовь к отеческим гробам"). В действительности для усадебной коллекции живописи было характерно и то, и другое. Исследователь жанра усадебного портрета А.В.Лебедев отмечает: "… Усадьба представляла собой микромир, в котором, как в капле воды, отражалась вся система российской государственности. Общество в целом выстраивало иерархическую цепочку: император - его слуги-дворяне - народ. Усадьба воспроизводила ее на своем уровне: помещик - его слуги-дворовые - крепостные.

Усадьба как бы фиксировала точку на пересечении двух осей, по которым развивалась жизнь дворянина, - исторической (фамильно-родовой) и социально-иерархической (официальной). Через нее происходило самоопределение человека в социокультурном пространстве, а роль наглядного пособия в этом процессе выполняла портретная галерея. Она, как правило, состояла из двух разделов - фамильного и официального. Последний непременно включал изображения особ императорского дома, но, кроме них, могли также присутствовать портреты крупных вельмож и военачальников, к которым хозяева дома по каким-либо причинам испытывали особую симпатию. Фамильный раздел, кроме обязательных портретов членов семьи, мог дополняться изображениями близких людей - друзей и любимых слуг (чаще всего нянек и кормилиц).

Интересно, что в дворянском сознании представление о портрете и родовом гнезде зачастую сливались воедино. Вспомним в этой связи пушкинского Дубровского: "Портрет этот достанется врагу моего семейства, - подумал Владимир, - он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей… Нет! Нет!" Далее, как известно, пушкинский герой решает поджечь свой дом. Этот поступок молодого Дубровского еще не акт мести (мстить он начнет позднее), а способ предотвратить надругательство над отчим кровом, который персонифицируется для него в портрете".

Возвращаясь к составу Тригорской выставки, отметим, что на ней представлены группы портреты и фамильно-родовой, и официальной группы. Это семейные портреты псковских помещиков Вохиных и Скобельцыных, и портреты Петра I и Екатерины II. Интересен образ Ермака, несколько выбивающийся из этого ряда - но как уместен он в пушкинском контексте! Ведь именно в "Воображаемом разговоре с Александром I" (1824) Пушкин упомянул эту историческую фигуру как героя будущей поэмы: "Тут бы П.<ушкин> разгорячился и наговорил мне много лишнего, я бы рассердился и сослал его в Сибирь, где бы он написал поэму, Ермак или Кочум русским размером с рифмами". И портреты императоров, и портрет Ермака Тимофеевича - это не столько копии, сколько провинциальные вариации на тему известных образцов. Впрочем, как отмечал А.В.Лебедев, "та эпоха не знала […] пропасти между оригиналом и копией, характерной для современного эстетического восприятия. Копия ценилась куда выше, чем в наши дни; в некоторых аспектах она полностью заменяла образец".

Порой эти портреты возникали под кистью столичных живописцев, приезжавших в провинциальные усадьбы, порой их авторами были домашние крепостные художники. Иногда портреты создавались в столицах, где псковские помещики позировали художникам среднего уровня - в соответствии с доходами портретируемых. Порой просвещенные помещики сами брали в руки кисть и вставали за мольберт (впрочем, чаще художники-дилетанты выбирали акварельную технику).

Имена художников большей части этих портретов неизвестны. Исключение составляют "Портрет актера" популярного петербургского художника пушкинской поры Александра Варнека и портрет барона И.Ю.Фридерикса "хорошего городского живописца и удачливого портретиста" (по оценке Я.Штелина) К.Л.Христинека. Строго говоря, работы столичных мастеров не соответствуют по определению жанру провинциального портрета. Просто организаторам выставки хотелось напомнить, что когда-то в усадьбах Псковщины в парадных залах и гостиных висели портреты владельцев работы Рокотова, Боровиковского, Левицкого, Кипренского, Венецианова… Что же касается собственно провинциального портрета, анонимность была для него характерна. Главном для владельцев и зрителей было узнавание. "В подавляющем большинстве случаев владельцев портретов интересовало, кто на них изображен, и лишь во вторую - кем и как выполнены произведения" (А.В.Лебедев).

Узнавание важно и для нас - как в основной экспозиции Тригорского дома, где мы вглядываемся в лица людей, которых знал А.С.Пушкин, так и на выставке из Псковского музея-заповедника. Ведь именно у В.Ф.Вохина П.А.Ганнибал купил участок на Завеличье, в Бутырской сотне (еще раньше у двоюродной тетки В.Ф.Вохина купил двор в Пскове сам Абрам Петрович Ганнибал). А в альбоме сына четы Скобельцыных Николая оставили свои записи тригорские барышни Анна и Евпраксия Вульф и их кузина А.П.Керн…

www.museum.ru/N31231
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkinland.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.10.2024  x    ?  


„Узоры золота на стали...“. Искусство оружия Ближнего Востока XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа

Выставка «Миры Майтреи» в Музее Востока на ВДНХ

Андреа Пинки. Прогулки с Данте Алигьери

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" в Нижнем Новгороде

IX Международный форум литературных музеев в Пензенской области

Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Пушкинском музее

Музей музыки запускает программу концертно-просветительских мероприятий для детей

Выставка японской гравюры укиё-э в Калининградском музее изобразительных искусств

Юрий Ларин. Живопись предельного состояния

Монстранц Ганса Рисенберга. К 550-летию создания

Праздничный концерт в Спас-Клепиках

Выставка «Как я ловил человечков» в Музейном центре «Зубовский, 15»

VII областная выставка-конкурс художественной фотографии "Призма" в Томске

Мария Наумова. "Луч света"

Леонид Жуков. Скалодром

Выставка «Протоархив. Связи. Нежность. Сидур 1924 | 2024» в Музее Сидура

Фестиваль театрального творчества на родине Сергея Есенина

Суровый оскал пермского периода. Главные хищники с Котельничского местонахождения парейазавров

Фестиваль науки 2024 в Дарвиновском музее

Выставка «Европейская фотография 1950-60-х годов»

Неявное. Пустяки и нелепости Александра Ермолаева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru