Трептов парк, на его аллеях и лужайках вот уже более 100 лет (парк был основан в 1876 году) жители Берлина отдыхают от шума и суеты большого города. Некогда на его аллеях прогуливались дамы в кринолинах, степенные кавалеры в цилиндрах и важные няньки с нарядными детьми в матросских костюмчиках. И хотя в наше время их сменили поклонники роликовых коньков, а дети, дамы и кавалеры переоделись в джинсы, парк по-прежнему популярен среди жителей немецкой столицы.
Также был момент, когда в парке часто можно было встретить представителей немецкого рабочего движения. Им Трептов парк виделся удобной площадкой для митингов и манифестаций, проходивших под руководством Карла Либкнехта, Клары Цеткин, Эрнста Тельмана. Вполне вероятно, что именно этот факт "биографии" парка предопределил его роль в послевоенной истории.
... В 1949 году началась новая страница в истории Трептов парка. Здесь был открыт монумент советским воинам. Великое произведение искусства и один из самых грандиозных надгробных памятников в истории человечества. Ведь мемориал в Трептов парке - не только образец художественного стиля и пропаганды сталинской эпохи, но и место успокоения 5000 советских воинов, павших в битве за Берлин.
13-метровый колосс - фигура советского солдата со спасенной немецкой девочкой на руках, венчающая монумент, знакома всем. В учебниках, календарях, на медалях, монетах, открытках можно встретить его изображение. Однако мемориальный комплекс Трептов парка - это не только знаменитая статуя работы Евгения Вучетича, автора не менее известного монумента на Мамаевом кургане. В соавторстве с архитектором Яковом Белопольским (с ним же скульптор будет работать над волгоградским комплексом) он создал некрополь-храм, чья масштабность заставляют вспомнить постройки древних египтян.
Человека, решившего посетить мемориал, ждут два пути. Один открывается через северные, второй через южные ворота. Пройдя под каменным сводом, посетитель вступает в тишину тенистой аллеи, ведущей к изображению Родины. Родина-Мать образ, любимый создателями военных мемориалов. Но берлинская статуя выделяется в этом ряду. Мать - оплакивающая своих сыновей. Скорбящая женщина неловко и трогательно роняющая шаль с плеч. Мать боевых товарищей скульптора, которым в отличие от него не посчастливилось вернуться живыми домой.
О Родине, о России здесь напоминает и природа. Ландшафт парка был специально перепроектирован таким образом. Белые с черным отметинами, словно израненные стволы берез, окружают статуи мемориала.
От фигуры Матери-Родины начинается аллея, ведущая к бронзовому солдату. Но сначала вымощенный камнем путь приводит нас к гранитным ступеням, к фигурам коленопреклоненных воинов и навеки приспущенным пурпурным гранитным знаменам. На которых золотом, а в истории кровью, выведены следующие слова: "Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства". Поднявшись, посетители парка продолжают путь по аллее саркофагов. На белом камне, которых высечены изображения битв минувшей войны. В центре аллеи, на зеленом травяном ковре, чаши с вечным огнем (правда, сегодня он горит не всегда).
И вот зеленый курган, на котором вот уже более полувека охраняет покой павших товарищей бронзовый воин. Воин-освободитель, разрубающий мечом фашистскую свастику. Воин-спаситель готовый пожертвовать жизнью ради ребенка страны-противника.
С самой статуей связан ряд легенд. Одна из которых гласит, что вместо советского солдата на постаменте, согласно первоначальному проекту, должен был стоять лично товарищ Сталин.
Нет единого мнения и относительно личности главного героя мемориала - бронзового солдата. Кто он? Соответствует ли действительности, встречающиеся в литературе мнение, что автор создал некий идеальный образ советского воина? Или это портрет? И если да, то чей?
Кандидатур несколько. Наиболее популярна версия о том, что это изображение рядового Николая Масалова. Человека, спасшего весной 1945, во время взятия столицы Третьего рейха, немецкую девочку из-под обстрела.
Внутри постамента статуи мозаика - процессия скорбящих, отдающих последний долг - долг памяти, тем, кто пожертвовал жизнью во имя спасения мира от фашистской угрозы. И книга с именами павших в битве за Берлин.
(с) Музеи России