Часть 1. ОБРЕТЕНИЕ РАРИТЕТА.
После трагической гибели Вс.Э.Мейерхольда и З.Н.Райх в 1939 году в их квартире по Брюсову переулку до 1991 года жили чужие люди. От бытовой обстановки, вещей, которые, как правило, составляют мемориальную часть всех музеев-квартир, в доме Мейерхольдов не осталось практически ничего. Внучка Вс.Э.Мейерхольда М.А.Валентей, благодаря которой в 1991 году был открыт музей, по крупицам собирала все, когда-то находившееся в квартире деда. Увы, найти удалось очень немного, каждая сохраненная и вновь найденная вещь, предметы обстановки, сегодня - раритет.
Ольга Валентей, внучка Марии Алексеевны и праправнучка Мейерхольда, продолжила дело своей бабушки. Она подарила музею-квартире подлинный платяной шкаф из квартиры Мейерхольда. Почти через 70 лет он возвращается на свое родное место в кабинет Мастера.
Часть 2. "МИСТЕРИЯ МАЛЕНЬКОГО ЭЙОЛФА". Символическое действие по пьесе Г. Ибсена "Маленький Эйолф".
Генрик Ибсен - один из любимых драматургов Мейерхольда. Он четырежды ставил "Нору", дважды "Гедду Габлер" и "Комедию любви", ставил и играл в "Строителе Сольнесе" и др. пьесах. Именно Мейерхольд впервые на русской сцене (еще на заре своей режиссерской карьеры, возглавляя Товарищество Новой драмы в Херсоне) 15 января 1904 года поставил "Маленького Эйолфа" Г.Ибсена.
И вновь, теперь уже в пространстве знаменитой желтой гостиной музея-квартиры Вс.Мейерхольда, будет сыграна эта пьеса. Авторы спектакля Евгений Никоноров и Татьяна Михайлова, назвали его "Мистерия маленького Эйолфа".
В основе "Мистерии..." - принцип, подсказанный самим Ибсеном: "Превращение - закон жизни". Уйти от готовых структур, играть на разных площадках, в новом пространстве по-новому выстраивая смысл и форму действия. Вода, камни, цветы (природные фактуры) существуют наравне с актерами, трансформируются. Центр действия - круглый стол, на котором к финалу собирается композиция, образ мира и образ ибсеновского текста.
"Маленький Эйолф" - неразгаданная пьеса Ибсена. В ней по-особому соединились реалистическое здесь и символистское там. Это мистерия, где, как в античной драме, сюжет не раскрывает, а утаивает суть. Почему из пьес Ибсена только "Маленький Эйолф" заканчивается оптимистическим финалом? Не здесь ли Ибсен дает ответы на главные вопросы, которые ставил в своем творчестве?
Авторы проекта: Евгений Никоноров и Татьяна Михайлова. Художник и режиссер Евгений Никоноров. Редакция текста Татьяна Михайлова. В действии участвуют: Евгений Никоноров, Татьяна Михайлова, Александр Рубцов. Композитор Филипп Чернов.
Проект осуществлен при поддержке посольства Королевства Норвегия в России.