История фонда Гуггенхайма и знаменитой сети одноименных музеев началась в 1930 году, когда 66-летний американский промышленник Соломон Гуггенхайм в сотворчестве с художником и теоретиком искусства Хилой Ребей, решил создать коллекцию произведений современного искусства. Судя по всему, Соломон Гуггенхайм был искренне увлечен предметом, но все же считал, что ему требуется консультант-профессионал, которым и стала австрийская баронесса.
Они мечтали создать музей. Великий музей, который был бы не просто галерей для экспонирования произведений искусства, а "храмом духа". Поскольку баронесса фон Ребей, отвечавшая за идеологию проекта, была адептом авангардного, нефигуративного искусства, то первыми в собрании появились работы таких мастеров как Василий Кандинский, Пауль Клее, Марк Шагал. Позднее увлечение Соломона Гуггенхайма продолжит его племянница Пегги, коллекционировавшая наравне с произведениями искусства их создателей. Наиболее полно в ее коллекции, в свое время также переданной фонду музея, представлено творчество сюрреалистов - память о ее браке с одним из первых художников этого направления Максом Эрнстом.
Конечно, фонд музея пополняли не только представители семьи его основателя. Но у всех крупных коллекций переданных фонду Гуггенхайма есть одна общая черта. Их владельцы, строили свои собрания на основе увлечения одним из направлений современного искусства. Так, что в отличие от коллекций других крупных музеев, собрание фонда никогда не создавалась, для того чтобы отразить историю современного искусства. Возможно, в нем нет целостности, но есть шедевры импрессионизма, постимпрессионизма, абстрактного искусства, сюрреализма, экспрессионизма…
В 1943 году, когда архитектор Фрэнк Ллойд Райт получил заказ на создание здания музея в Нью-Йорке (надо сказать, что мастер выбором места для будущего музея был крайне не доволен, но, в конце концов, все же согласился принять участие в создании музея будущего), было, положено начало еще одной традиции музея. Все музейные здания, представляющие Фонд Гуггенхайма являются замечательными произведениями современной архитектуры. Даже появился афоризм, что любимые художники фонда - это архитекторы. Райт совершил переворот в музейном строительстве. Здесь нет анфилад залов. Галерей. Этажей. Огромное пространство, освещаемое через стеклянный купол. Знаменитый пандус по спирали взлетающий вверх. Правда, гуманный архитектор позволил зрителям спускаться вниз, не уподобляя посещение музея покорению Эвереста. Сегодня филиалы музея Соломона Гуггенхайма есть и в Америке (в том числе филиал в Нью-Йорке), и в Европе. Однако самым известным пока все же остается первый нью-йоркский музей на 5-й авеню. Хотя произведения из коллекции основателя музея теперь здесь можно увидеть нечасто.
21 октября 1959 года, через 20 лет после первого публичного представления коллекции Соломона Гуггенхайма, первые зрители вошли в новый музей на 5-й авеню. Ни Райт, ни сам Соломон Гуггенхайм до этого момента не дожили.
В коллекции Фонда Гуггенхайма находится множество шедевров импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов, сюрреалистов, экспрессионистов - художников ответственных за облик искусства наших дней, но знаменит музей в первую очередь своими выставочными проектами. Нередко, вызывающими шок в по определению консервативных музейных кругах. Именно такую реакцию вызвал проект "Искусство мотоциклов". Зато популярность у широкой публики растет с каждым годом. И музей продолжает расширяться. Сегодня его представительства есть в Берлине (Германия), Бильбао (Испания), Венеции (Италия), два музея в Лас-Вегасе (один из них организован совместно с Эрмитажем). Планы предусматривают дальнейшую экспансию, в том числе в страны Азии, Африки есть идея создания филиала музея в России.
(с) Музеи России
Сайт Музея Соломона Гуггенхайма: http://www.guggenheim.org/new_york_index.shtml