Этот рассказ о музее "Гугун". Правда, надо сразу оговориться, что музеев с таким именем два. Один находится в Пекине, на территории одноименного дворцового комплекса, известного также как "Запретный город", а другой в Тайбее, столице острова Тайвань. Различить их можно постараться по названиям: первый - это Императорский музей "Гугун", второй Национальный Императорский музей "Гугун". Разница, согласитесь, есть, хотя и не слишком заметная. Что ж это закономерно, ведь некогда их коллекции были единым целым. Сегодня, оба музея утверждают, что обладают лучшим собранием китайского искусства. Кто прав, сказать трудно. Пожалуй, и тот, и другой. Правильно было бы сказать, что это два самых известных и качественных собрания китайских древностей в мире.
Впервые музей Гугун был открыт 10 октября 1925 года. А 1930 годы, по мнению сотрудников Национального Императорского музея, можно смело назвать золотым веком музея в континентальном Китае. Однако конец 1930-х и 1940-е годы выдались для Китая неспокойными. Несколько раз его правительства отдавали приказ об эвакуации ценностей музея из Пекина. Осенью 1948 года в разгар Гражданской войны было принято решение об эвакуации самых ценных экспонатов на Тайвань. С этого момента и начинается история музея в Тайбее.
Появился новый музей "Гугун", который, несмотря на все сложности жизни на ящиках (места для размещения экспонатов в первые годы катастрофически не хватало), продолжал заниматься научной работой, организовывал выставочные проекты. Наконец, в 1965 году было окончено строительство нового здания музея, в котором он расположен и ныне. Хотя, конечно, его неоднократно перестраивали и расширяли. Строители не пытались скопировать постройки "Запретного города", хотя здание выдержано в стиле традиционном для китайской архитектуры.
К моменту переезда в новое здание коллекция музея насчитывала более 600 тысяч единиц хранения. С тех пор покупки и дары частных коллекционеров увеличили их число.
Среди такого количества экспонатов немудрено растеряться. Сами сотрудники музея рекомендуют обратить внимание на следующие произведения: мебельный гарнитур сандалового дерева, украшавший некогда резиденцию сановника Цинской династии князя Гунна. Внимательно изучить каллиграфические шедевры кисти Чэнь Бо и набор колоколов периода "Весны и осени", оставшийся в истории Китая временем изобретения способа выплавки железа. Не пройти мимо позолоченных бронзовых скульптур Будд, нефритовых табличек, использовавшихся императором Сюаньцзуном в ритуале поклонения духам Земли и свитка с "Каллиграфическим воспроизведением главы "Сицзу" из "Книги перемен" (правильное название "Канон Перемен"), чье оригинальное название И-Цзин переводиться как оракул или прорицатель, также ее называют "Китайская каббала". Если же сравнить древние настенные фрески Северного Китая и свиток с картиной художника Чжан Дацяня, первого художника современного Китая получившего мировое признание, станет ясно, что такое почитание традиций по-китайски.
Но внимание туристов (не без влияния путеводителей) привлекают такие вещи, которые можно было бы назвать "забавными" шедеврами, как маленький кочанчик китайской капусты из нефрита, из глубины которого трогательно выглядывает кузнечик или камень похожий на приготовленное под традиционным соевым соусом мясо.
(с) Музеи России
В сердце "Запретного города" (The Palace Museum, Beijing) http://www.museum.ru/N30638
Сайт Национального Императорского музея: http://www.npm.gov.tw/ru/administration/about/tradition.htm
Сайт Императорского музея (Пекин): http://www.dpm.org.cn/english/