Правительство Москвы, Комитет по культуре города Москвы, Российская академия художеств, Московской музей современного искусства представляют Специальный проект 2-й Московский биеннале современного искусства "Юрий Лейдерман "Вот приходит швейцарский капитэн домой и видит: на столе круглая коробка" (ГЕОПОЭТИКА-5)".
"Вот приходит швейцарский капитэн домой…" - он даже не "капитан", но какой-то претенциозный и невозможный заграничный "капитэн", дважды невозможный - учитывая, что у Швейцарии нет моря и, соответственно, нет никакого флота и никаких капитанов… И вот "приходит швейцарский капитэн домой и видит: на столе круглая коробка". Похоже, сюрприз не из приятных эта круглая коробка, расписанная какими-то странными арабесками. Что, мусульмане опять, взрывные устройства?! Или от него ушла жена, оставив в коробке записку. Не трогайте, не трогайте, вы ведь не знаете, что там внутри!
Московский музей современного искусства представляет специальный проект 2-й Московской биеннале современного искусства выставку художника Юрия Лейдермана "Вот приходит швейцарский капитэн домой и видит: на столе круглая коробка" (ГЕОПОЭТИКА-5). Куратор - Тереза Мавика. Проект будет представлен в залах Московского музея современного искусства по адресу: Ермолаевский пер., 17. 1 марта - 1 апреля 2007 г.
Понятие "геопоэтики-5" является ведущим в работах Ю.Лейдермана последних нескольких лет. По мысли художника, она противостоит "геополитике", находясь с ней, в "свободных и извращенных" отношениях. В своих работах Лейдерман использует тревожные, социально нагруженные для коллективного сознания понятия - такие как, скажем, "еврей", "негр", "моджахед", однако обращается с ними, скорее, как художник абстракционист обращается с красками, создавая абсурдные, орнаментальные, лишенные определенного смысла композиции. Лейдерман обычно отвергает какой-либо политический аспект своих работ, равно как и возможные обвинения в их "некорректности" - "подобно тому, как никто не будет обвинять художника в коммунизме, если он использует красный цвет, или, скажем, в сионизме, если он использует голубой". Само понятие "нация", "представитель народа" проявляется в этих работах как нечто изначально невсамделишное, фантомное - подобно гофмановским "повелителям блох" и "гениям чертополоха", "представителям углов у плинтусов и кофейных подтеков". Несмотря на то, что по форме эти работы, как правило, оказываются инсталляциями или перформансами, Лейдерман предпочитает сравнивать их с живописными полотнами Марка Ротко или Барнетта Ньюмена, соответственно давая им традиционно характерные для абстрактных композиций номерные или квази-цветовые заглавия ("Семь негров смотрят в молоко", "Геопоэтика-5" и т.п.).
В то же время Лейдерман прекрасно отдает себе отчет в том, что трагизм, напряжения, фрустрации, идущие к нам из исторического прошлого и подкрепляемые политическими манипуляциями настоящего, в сущности, неуничтожимы. В этом смысле его цель остается терапевтической - "размазать геополитику по геологии и поэтике", подвести сознание зрителя к тому интервалу, где память истории и давление политики, с одной стороны, сохраняются, но, с другой, - утрачивают определенность своего дискурсивного гнета, кристаллизуясь в пустоте орнамента, цветового пятна, неслышимого разговора.
В Музее современного искусства Лейдерман впервые показывает полный вариант работы "Вот приходит швейцарский капитэн домой и видит: на столе круглая коробка (Геопоэтика-5)" - в форме как инсталляции, так и перформанса в день открытия. В основной экспозиции биеннале будет показана еще одна "геопоэтика" Лейдермана - "Геопоэтика-7 (Освобождение Одессы)".
Юрий Лейдерман, художник, писатель, родился в 1963 году в Одессе. В 1987 году совместно с С.Ануфриевым и П.Пепперштейном организовал Инспекцию "Медгерменевтика". Вышел из ее состава в 1990. Участник многочисленных интернациональных выставок современного искусства, в том числе бьеннале в Венеции (1993, 2003), Сиднее (1998), Шанхае (2003), 1-го Европейского бьеннале "Манифеста" (1996) и т.д. Автор нескольких книг ("Имена электронов", 1997, "Олор", 2004). Лауреат литературной премии им. Андрея Белого (2005). Живет и работает в Берлине и Москве.