2 Московская биеннале прошла свой экватор. Все музеи, галереи, выставочные залы открыли свои проекты. Кое-где выставки уже завершились. Третьяковская галерея к Биеннале открыла две выставки по соц-арту на Крымском Валу. Можно считать, что музей свою работу с современным искусством выполнил. Выставки на Крымском Валу сделаны на высоком международном уровне. Этого достаточно?
Но двадцать дней спустя Третьяковская галерея открыла еще один проект Биеннале в Лаврушинском переулке. Где, в выставочных залах графики? Нет, там выставка А. Иванова, как и прежде. Выставка современного искусства открыта в залах постоянной экспозиции, точнее, в зале №36, где сняли произведения реализма конца XIX века.
Вступительное слово перед открытием выставки было произнесено в зале И. Левитана. Один из художников выставки, Эрик Булатов на выступлении сказал:
- Представить свои работы рядом с картиной Левитана "Над вечным покоем" большая ответственность.
Почему Третьяковская галерея решила пустить современное искусство в обитель искусства классического? Этому есть объяснение. По словам Е. Деготь, живопись передвижников, когда ее собирал П.М. Третьяков, не была классическим искусством, она была тем самым современным искусством, как мы воспринимаем сейчас это понятие. Таким образом, автор выставки показывает взаимосвязь реалистического искусства конца XIX века и современного искусства начала XXI века. К этому необходимо добавить, что все художники "выросли" из Третьяковкой галереи. То есть, в процессе формирования все художники бывали в Третьяковской галерее, а коллекция передвижников составляет основу музея. Получается, что реалистическое искусство конца XIX века служило почвой для развития современного искусства. Последнее время ростки-художники были оторваны от почвы-музея. Е. Деготь предложила соединить и то, и другое.
Участники выставки: Юрий Альберт, Сергей Братков, Эрик Булатов, Дмитрий Гутов, Илья Кабаков, Юлия Кисина, группа "Коллективные Действия", Валерий Кошляков, Владимир Куприянов, Анатолий Осмоловский, Павел Пепперштейн, Дмитрий Пригов, Гор Чахал, Ольга Чернышева. Всего 15 произведений - живопись, графика, фотография, видеоифильм. Реализм конца XIX века упрекали в литературности, для того, чтобы картину описать надо очень много слов. Об искусстве начала XXI века можно сказать то же самое. Эти произведения воспринимаются при комментарии Е. Деготь, к выставке подготовлен специальный номер журнала "WAM", где на 120 страницах рассказано о взаимосвязи современного и классического искусства.
Л.И. Иовлева, заместитель директора по научной работе Третьяковской галереи, ответила не несколько вопросов о выставке:
- Легко ли Третьяковская галерея согласилась на такое новаторство и пригласила современных художников не на Крымский Вал, а в Лаврушинский переулок?
Совсем не легко. Долго спорили, размышляли на эту тему. Сейчас это очень актуально. Так делают многие музеи классического искусства. Они внедряют в свою экспозицию произведения современного искусства, которые говорят на своем новом языке. Получается диалог с классическим искусством.
- Так было сразу задумано, что снимается целый зал картин?
Нет. Просьба была повесть вперемешку. Но это сделать невозможно, в экспозиции плотная повеска. И публика еще не привыкла, мы не хотим шоковой реакции. Мы не хотим, чтобы публика испугалась, перестала ходить в галерею. Она приходит смотреть на произведения XVIII-XIX века, на иконы. Нам не нужно углублять пропасть между современным искусством и прошлым. Мы решили сделать такой реверанс современным художникам и тому искусству, из которого они вышли. Каждый художник хранит свое воспоминание из детства, юношества. Он спорит, дискутирует, экспериментирует. Современный художник с интересом возвращается сюда. У каждого из них есть свой любимый образ, свое отношение, понимание. Мы не даем полный анализ, мы хотим приоткрыть завесу, установить связь между современным искусством, новым художественным языком.
- Третьяковская галерея могла бы ограничиться выставкой на Крымском Валу?
Могла бы. Но нам захотелось расширить эти границы взаимодействия современного искусства с искусством прошлого.
- Кто инициатор выставки?
Екатерина Деготь. Мы спорили. У нас было много противников этого проекта. Но мы сочли, что без такого шока, мы должны попробовать и посмотреть, что получится. Нас будут ругать, наверное, а может быть, и не будут.
- Вы смотрели предварительно работы. Был ли отбор?
Конечно. Да, был просмотрен целый альбом. Мы что-то приняли, что-то не приняли. Мы хотели, чтобы было мягко, деликатно.
Для художников Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке - это такое сакральное место, как храм. Может быть поэтому, выставка похожа на инициацию. Художники допущены в храм, они стали взрослыми, достойны. Надо сказать, что художники уже почтенного возраста. Эрику Булатову 73 года, действительно достойны. Это первый такой эксперимент в Третьяковской галерее и в России в музейной практике. Третьяковская галерея и далее готова к экспериментам, у музея в планах строительство нового здания, музей осваивает новые формы работы (Н.Трегуб)