23 марта в Новосибирском художественном музее начнет работу выставка "Quobo. Искусство в Берлине 1989 - 1999", организованная Институтом международных отношений IFA при поддержке Немецкого культурного центра им. Гёте в Москве. Огромная по объему выставка займет два этажа музея, на ней будет представлено творчество 14 современных берлинских художников. Выставка показывает, каким образом сложные политические, социальные и экономические перемены в 1989-1999 годах отразились на культурной жизни Берлина.
Выставка путешествует по миру с 2000 года и уже побывала в Джакарте, Гамильтоне, Сеуле, Токио, Ханое, Мехико, Сантьяго де Чили, Софии, Белграде и Вильнюсе. Новосибирск - единственный город в России, где Quobo сделает остановку.
Открытие состоится 23 марта в 16.00. Перед открытием в 14.00 пройдет пресс-конференция с участием представителей Института международных отношений IFA и Немецкого культурного центра им. Гёте. Выставка продлится до 6 мая.
С падением в ноябре 1989 года Берлинской стены начался процесс политических, социальных, экономических и культурных перемен, в котором Берлин - при постоянной перестройке - находится и по сей день.
В художественную жизнь Берлина десятилетие с 1989 по 1999 год привнесло решающие перемены. Не только новое поколение художников Восточного и Западного Берлина вышло на сцену в конце 80-х годов, но и сам город стал пунктом притяжения художников, как из Германии, так и из-за рубежа. В процессе реконструкции города нашлось множество мест, пригодных для временного использования, которые и были заняты художниками и художественными проектами.
Ареной этого развития вначале были пустыри, руины и неотремонтированные здания в центре Берлина. В течение 90-х годов центр Берлина все более становился исходным пунктом для новой художественной и галерейной сцены, которая установилась в реконструированных жилых и производственных зданиях.
На различных выставках современного искусства в Берлине основное внимание было направлено прежде всего на последние новшества, которые находились в области между искусством, архитектурой, кино, модой, дизайном и клубной сценой. Выставка Quobo наряду с этими тенденциями учитывает и художественные позиции, которые сформировались в этом городе с начала 80-х годов и которые подготовили почву для того, что искусство в Берлине стало чрезвычайно разнообразным.
Выбор представленных художественных позиций ориентирован на следующие тенденции: с первыми публичными выступлениями таких художников как Мария Айхорн, Эран Шерф или Фритц Бальтхаус меняется распространенная до поздних 80-х годов в Западном Берлине ситуация, когда на художественной сцене доминировала живопись. На первый план выходят концептуальные тенденции, контекстное искусство, а также привязанные к помещению и месту способы работы.
Из восточной части города особым вниманием в 90-е годы пользовались художники и художницы из группы "Autoperforationsartisten" - Твин Габриэль, Виа Левандовски, Райнер Гёрс и Миха Брендель. Они относятся к молодой художественной и музыкальной среде, возникшей в конце 80-х годов в ГДР вне государственных структур. Это направление искусства Восточной Германии характеризуют процессуальное искусство, инсталляции и перформативные тенденции. Для обусловленных ситуацией и местом методов работы, характерных в 80-е годы в Западном Берлине, в течение 90-х годов находятся помещения для временного использования, кратковременные ситуации в некоммерческих структурах. В магазинах, подвалах, пустующих квартирах выставляются работы, выполненные с учетом соответствующего места и его особенностей. Возникают тесные связи с клубной сценой, атмосфера и музыкальные тенденции которой в свою очередь влияют на изобразительное искусство.
На выставке QUOBO собраны работы художников, работавших в вышеописанных условиях в Берлине и ставших известными с 1989 - 1999 годов. Ульрике Гроссарт и Эран Шерф представляют пластические ансамбли, тесно связанные с соответствующей пространственной ситуацией. Мария Айхорн, Моника Бонвичини и Карстен Николай вовлекают посетителей выставки в свои работы, которые предполагают участие реципиентов. Аннет Бегеров и Твин Габриель работают с компьютерными и реальными биологическими системами. В работах Фритца Бальтхауза и Адиб Фрике рефлектируется система искусства, в то время как художники тематизируют условия производства и восприятия, а также распространения искусства. Так, например, разработанный для выставки протоним QUOBO является, с одной стороны, названием выставки и адресом в Интернете, с другой стороны, появляется в разработанной художником форме на входных билетах, плакатах и приглашениях. На определенное пространство и место ориентируются в своих работах Карстен Конрад, "Ингес идее" и Альбрехт Шефер. Чтобы представить этот способ работы, художники выбрали различные формы реализации. Окружающая среда Лауры Кикаука возникает в непосредственной связи с ее деятельностью на клубной сцене; аспекты клубной жизни проявляются в видео- и фотопроектах Нины Фишер и Мароан эль Сани.
Представленные на выставке работы отражают определенные аспекты искусства в Берлине в 1989 - 1999 годы: для представленных на выставке экспонатов характерны способы работы, ставящие вопросы о контексте искусства и ориентированные прежде на пространство и ситуацию.