Когда впервые видишь здание Национальной Галереи Канады, построенное из стекла и гранита, в памяти возникают образы космических кораблей и марсианской архитектуры. Однако, несмотря на футуристический облик здания, основан этот музей был более 100 лет назад, в 1880 году, по инициативе генерал-губернатора Канады маркиза де Лорне. И сегодня в стенах галереи хранится, вероятно, лучшее художественное собрание этого североамериканского государства. Расположен музей, как и надлежит "национальной" галерее, в столице страны - Оттаве.
Хотя главной целью галереи на протяжении всех лет ее существования была поддержка и популяризация канадского искусства, в залах музея можно встретить и произведения лучших европейских мастеров. Их присутствие в коллекции галереи помогает руководству музея в достижении другой цели, сформулированной советом попечителей Национальной галереи еще в 1913 году "культивировать правильный художественный вкус у канадцев и поощрять их интерес к изящным искусствам".
Первыми экспонатами ее собрания стали работы членов Королевской Канадской академии. Они единодушно согласились передать музею свои дипломные работы. Полотна европейских художников появились в Национальной галерее Канады лишь два года спустя. По прошествии еще двух лет музей отметил эпохальное событие - приобретение первой картины (ею стало полотно "С куклой в мастерской башмачника" Уильяма Бримнера), принадлежавшей кисти художника-канадца. В последующие десятилетия коллекция пополнялась как работами местных мастеров, так и европейскими произведениями. Особенно удачной, с точки зрения насыщения собрания творениями европейских художников, для галереи была середина прошедшего столетия. В те годы в коллекции появились работы Сезанна, Рембрандта и Филиппино Липпи, ученика Боттичелли, чьи произведения любил главный меценат и по совместительству правитель Флоренции Лоренцо Великолепный.
Ранее, в 1918 году, в Галерее Канады появилось одно из любопытнейших и наиболее известных произведений американской живописи - "Смерть генерала Вольфа" (1770) кисти Бенджамина Уэста, одного из первых мастеров Нового света добившегося успеха в Старом. Полотно это, чьи живописные достоинства небесспорны, привлекает зрителей и исследователей в первую очередь потому, что является едва ли не первым историческим полотном, написанным на сюжет из истории Америки, точнее, войны за право обладания территорией современной Канады, ведшейся между Англией и Францией. Чтобы зритель мог сразу понять, где происходят события, запечатленные на этом полотне, художник поместил на первом плане индейца. Хотя английские коллеги не оценили его ход. Они советовали Уэсту писать картину в "античном" стиле, то есть облачить героев в тоги благородных римлян, чья нога никогда не ступала на берега Американского континента.
Национальная галерея Канады не только стремилась, и стремится пополнить свою коллекцию произведениями старых мастеров, но и неизменно внимательно относится к современному искусству. Например, Национальная Галерея Канады была одним из первых музеев мира признавших фотографию искусством. Поэтому, кроме богатейшего собрания работ фотохудожников, здесь представлены произведения мастеров видео- и медиа - арта. Экспериментальный и провокационный характер этих творений кураторов совершенно не смущает.
(с) Музеи России
Сайт Национальной галереи Канады: http://www.national.gallery.ca/
Музеи Северной Америки: Сайт музея Метрополитен (Нью-Йорк): http://www.metmuseum.org/