Морской музей появился в Петербурге в 1805 году. В том же году был заложен первый камень в основание здания на стрелке Васильевского острова, в залах которого многие годы можно видеть его коллекции.
Прежде, чем переехать в здание, выстроенное французским архитектором Тома де Томоном по образцу древнегреческих храмов, Военно-морской музей находился на противоположной стороне Невы, в Адмиралтействе.
Первые экспонаты музея принадлежат, естественно, собранию Петра I. Хотя в годы его правления, как, впрочем, и в течение всего XVIII столетия будущий Морской музей носил имя Модель-камера. Основана она была в 1709 году, всего через шесть лет после закладки на Заичем острову крепости Петра и Павла. Здесь хранили модели кораблей и их чертежи.
Сегодня о времени основания музея напоминает его первый зал. Здесь воскресает эпоха парусного флота. К потолку тянуться стройные мачты моделей фрегатов, окутанные облаками парусов. Меж ними спрятались старинные орудия. Даже малокалиберные пушки (их здесь большинство) казались тогда грозным оружием. На стенах живописные полотна, воскресающие облик битв, прославивших русских моряков. Есть здесь и их изображения. А также форма и награды, которыми в разные годы отмечали, проявленные ими доблесть и отвагу.
Привлекает экспозиция и тем, что здесь не только можно познакомиться с эволюцией парусного флота Российской империи, но и узнать об особенностях его эксплуатации. Например, один из макетов (каждый из которых без преувеличения можно назвать произведением искусства) знакомит нас с процессом "килевания" - очистки днища судна вытащенного из воды от водорослей и ракушек.
Один из центральных экспонатов зала "дедушка русского флота" - ботик Петра Великого. Во время первых путешествий по Яузе на этом маленьком расписном корабле царь получил некогда первые уроки судоходного ремесла. В этом же зале можно найти изображения предков этого кораблика. Например, ладьи, на которых киевские ,князья отправлялись покорять Царьград или корабли, бороздившие волжские просторы в XVI-XVII веках.
Помимо первого корабля Петра всеобщее внимание привлекает подводная лодка Степана Джевецкого, совершившая первое погружение в морские глубины еще в 1881 году. На этой лодке впервые в истории подводного судостроения был установлен электродвигатель. Так был сделан еще один шаг к созданию грозных атомоходов наших дней.
Покинув первый зал музея, посетители окунутся в рассказ об истории русского и советского флота. Модели парусников уступают место металлическим крейсерам, оснащенных сложными механизмами, которые неизменно привлекают внимание мужской части аудитории. Также как и устройство зенитных орудий, устройство мин, водолазных костюмов - подарков научно-технического прогресса ХХ века морскому делу.
Годы Великой Отечественной войны вписали множество героических страниц в историю русского флота. Экспонаты Военно-морского музея хранят память о доблестных защитниках Ленинграда - балтийцах и о подвигах моряков Черноморского флота, защищавших Севастополь и Одессу. История первых трагических лет обороны и хроника наступления, закончившихся разгромом фашистских частей. Интересно, что самым запоминающимся экспонатом собрания, посвященного ее событиям, является самолет И-16. Аппарат, представляющий не военно-морские, а военно-воздушные силы. Парящий под потолком истребитель принадлежал некогда дважды Герою Советского союза Борису Сафонову, командовавшего эскадрильей 72-го авиационного полка Северного флота...
Покинув здание музея, вдохнув соленый, пахнущий морем воздух, глядя на корабли, пришвартованные у берегов Невы, понимаешь, история продолжается. И значит, многим новым экспонатам суждено появиться в собрании Военно-морского музея.
(с) Музеи России