С 27 февраля по 10 марта 2007 г в Выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 состоится выставка художественного наследия московского живописца Александра Александровича Подколзина.(1921-2006)
Организация выставки художественного наследия живописца Александра Подколзина, мало известного широкой публике, вызвана тем, что в преддверии 75-летия образования МСХ, Московский Союз художников хочет в числе выдающихся московских авторов показать и плеяду художников, не оцененных должным образом при жизни.
Зрелые годы художника пришлись на то время, когда были востребованы тематические работы, отражавшие важные вехи на пути строительства социализма. Но, пожалуй, трудно представить творчество, которое было бы совершенно иной тональности, нежели официальная политика в области советского искусства.
Он писал: "Вся моя жизнь (а я родился в 1921 году) пришлась на десятилетия все более прогрессирующего упадка русской культуры, и я, как русский человек, не мог избежать общей участи…". Тем не менее, в 1991г., в последние месяцы существования СССР, открылась его персональная выставка, на которой, уже тогда, профессионалы высоко оценили его творчество. Во вступительной статье к каталогу выставки Александра Подколзина В.Горбунов писал о его работах: "Здесь понятия нужности и полезности незаметно перестают функционировать, уступая категории, которая называется Прекрасным. Здесь искусство становится уже собственно Искусством, то есть некоторой субстанцией, и его цель уже в нем самом".
Cам же художник, принадлежа тому типу людей, которые в поисках профессионализма ставят перед собой максимально высокую планку, крайне скромно оценил представленные на своей выставке работы: "…Мне нигде не удалось перешагнуть порог натурности и подойти к настоящему образу. Если бы осознание этого пришло хотя бы лет на десять-пятнадцать раньше!"
На выставке будет представлено около сотни работ, в основном этюдного характера - немногочисленные портреты и, в основном, пейзажи. Итоговых тематических работ в его творчестве принципиально не существует. Его небольшого размера работы и есть своеобразный итог. Они являют нам некое откровение мастера, сумевшего столь бескомпромиссно и честно пронести по жизни свое призвание художника. Правда жизни, какой она виделась художнику, непрестанная забота о живописном мастерстве, позволила создать ту живопись, в которой есть особая публицистичность. Оставаясь, в силу своей профессии, в стороне от кипения социальных страстей он, как никто другой, чувствовал и приближающиеся социальные беды, и трогательную красоту природы, когда простой мотив умирающей русской деревни несет на себе отблеск неземной, трансцендентной красоты. Художник добивался этого годами непрестанного труда, поиском нужных цветовых сочетаний, построенных чаще не на контрастах, но на нюансах. Он создавал на холстах и картонах свой мир, где ему в полной мере удается передать нежную хрупкость природы, живость, глубину вибрирующего цветом пространства, свое трепетное и доброе отношение ко всему, что его окружало.
Говоря об одном из своих друзей, художнике Василии Павловиче Шереметьеве, он невольно сказал нам о себе - "Такие люди присутствуют среди нас как бы для того, чтобы постоянно напоминать о высокой миссии человека".