"Цивилизованный мир" считал их слаборазвитыми, а они умели лечить парализованных, веками сохранять единство своих народов и… равновесие между мирами. Они не выбирали своей судьбы, их самих выбирали духи.
"На грани миров. Шаманизм народов Сибири" - художественный альбом, представляющий коллекцию по шаманизму народов Сибири, собиравшуюся для Российского этнографического музея (РЭМ) более ста лет.
Художественное издание, подготовленное по материалам выставок, научных исследований и архивных материалов Российского этнографического музея - обладателя одной из крупнейших мировых коллекций, посвященных шаманизму, - будет представлено 9 февраля 2007 года в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистинке.
По словам одного из авторов издания, руководителя отдела фотографии Карины Юрьевны Соловьевой, "первые коллекции, содержащие предметы шаманского культа появились в музее в 1902 году благодаря Министерству финансов Российской империи. Сегодня в состав коллекций входит более 60-ти шаманских костюмов, около 170-ти шаманских бубнов, 105 колотушек и огромное количество шаманских атрибутов, включающих в себя мифологические изображения, ритуальные предметы, а также изображения духов-охранителей самих шаманов. В целом, наша коллекция насчитывают несколько тысяч экспонатов, что, безусловно, делает ее одной из крупнейших в мире".
Сам термин "шаманизм", применяемый сегодня к обозначению духовной традиции характерной и для народов Средней Азии, Африки, Китая, Северной и Южной Америки, а также Кореи обязан своим появлением народам Сибири. Он происходит от тунгусского глагола "СА", что означает "знать". Таким образом, слово определило саму суть явления: "шаман" - это "знающий человек", который осуществляет посредническую связь между миром духов и миром людей.
Считается, что выбор будущего шамана духи оставляют за собой. "Избрание" сопровождается особым психологическим состоянием - "шаманской болезнью", на время которой человек выглядит потерявшим рассудок, - ищет уединения, иногда заговаривается. Сюжеты его снов схожи для всех культурных традиций: духи призывают человека стать шаманом, грозят смертью. Считалось, что если "заболевший" не потомственный шаман, то в него вселился дух того или иного умершего шамана или шаманки, который таким образом призывает его взять на себя ответственность за судьбу соплеменников. Такое "избрание" человека духами может произойти и в возрасте от 5 до 15, иногда в 20 или даже в 40-50 лет.
"Белые" и "черные" шаманы делили между собой сферы влияний. Считается, что "белые" шаманы могли камлать только небесным духам, а "черные", которые были связаны с подземным миром, только иногда, во время своих "путешествий" могли обращаться в небесным духам. Якутские, эвенкийские и бурятский шаманы считались самыми сильными в Сибири.
Помимо архивных фотографий начала XX века с изображениями самих шаманов и камланий, издание представляет коллекцию ритуальных предметов и костюмов Российского этнографического музея. Вместе с тем, альбом содержит материалы научных исследований посвященных феномену шаманизма как таковому, особенностям мифологии, обрядовых практик и исследователям-этнографам.
Среди корреспондентов музея, заложивших основу коллекции, были ученые, политические ссыльные и чиновники: этнограф Дмитрий Клеменц, стоявший у истоков создания Российского этнографического музея, - в 1880 году был сослан за участие в революционных организациях в Сибирь, где в течение 15 лет изучал культуру коренных народов. Политическим ссыльным был и А.А. Макаренко, собравший крупнейшую коллекцию по шаманизму эвенков. Чиновник, податной инспектор А.В. Адрианов был настолько потрясен культурой остяков, что предложил свое сотрудничество музею и его фотографии стали одними из первых в этнографических коллекциях по Западной Сибири. Адрианов настолько хорошо знал культуру народа, так точно ее описывал, что его дневники, рукописи которых хранятся у нас в музее, являются одним из ценнейших источников.
Помимо острого желания и исследовательского азарта нужно было иметь еще и элементарную выносливость и силу для того, чтобы добраться до отдаленных стойбищ, рассказывает Соловьева, - "поэтому среди собирателей было так мало женщин. В 20-е годы существовал только один прецедент - Раиса Митусова. Она была исключительно образованным человеком и … сестрой генерала Кутепова. В 1937 году за "контрреволюционную связь" со своими братьями, - Сергеем и Александром Кутеповыми Раиса Митусова, работавшая научным сотрудником Русского Государственного музея, была арестована и расстреляна…"
Известно, что исследователи, работавшие с нашим музеем, работали также и с европейскими собраниями, поэтому коллекции предметов шаманского культа есть и в Германии (Берлине и Штутгарте), во Франции... Впрочем, как замечает Карина Соловьева, в любом этнографическом музее мира есть соответствующие коллекции, но одни насчитывают десятки экспонатов, а если говорить о целостности собрания, то таких музеев как наш очень мало. РЭМ, созданный, как сосредоточение культур всех народов Российской империи, хорошо финансировался, что позволяло приобретать вещи у непосредственных владельцев. Однако часто собиратели сталкивались и с отказом продать вещи, но, по словам Соловьевой, "в нашем музее не известно ни одного случая, чтобы вещи увозили силой, против воли, хотя история знает такие примеры. Один такой в своих дневниках описывает этнограф Сергей Руденко, - нескольких идолов увезли силой и шаманы были очень недовольны. Потом похитители даже заболели, не смертельно, но тем не менее…"
К особым достоинствам издания можно отнести то, что опубликованные фотографии шаманов и ритуальных предметов полностью атрибутированы. Восстановлена история людей, обстоятельства жизни которых не укладывались в привычную картину мира, но влияли на нее.