В первые дни нового года в выставочном центре "Радуга" открылась новая выставка - "Православная икона и храмовое зодчество Русского Севера", знакомящая с уникальным искусством Карелии, Вологодской и Архангельской областей 15-19 вв.
Икона была главным элементом убранства северных деревянных храмов. При отсутствии фресковой живописи на бревенчатых стенах, основную декоративную роль играли мягко светящиеся в полумраке интерьера краски икон. Фактура красочных поверхностей, то плотных и густых, то легких и прозрачных, как бы оживала в колышущемся пламени свечей и лампад, помогала создать особую неповторимую духовную атмосферу, помогающую молитвенной сосредоточенности прихожан.
Возникнув на основе древней новгородской культуры, иконопись Карелии со временем обрела черты своеобразия, отразившие особенности духовной жизни и культурных традиций северной Руси. Язык северной иконописи глубоко своеобразен и до конца еще не разгадан. Своеобразием отмечена сама палитра, напоминающая цветовой гаммой природную расцветку карельских минералов: различные оттенки охры, красного, синего и белого.
На выставке можно познакомиться с иконами, хранящимися в Музее изобразительных искусств Республики Карелия: "Пророк Илья", "Богоматерь Одигитрия", "Апостолы Петр и Павел". Образы, запечатленные на них, - Спас, Богородица, апостолы, архангелы, святые и пророки, "праздничные события": Успение, Покров и другие.
Многие иконы являются "житийными" повествованиями. Они рассказывают о мирских и духовных подвигах Святого Николая Можайского, Параскевы Пятницы, Зосимы и Савватия Соловецких, святых коневодов Флора, Лавра и Власия, подвижника Антония Дымского.
В каноничность письма, свойственную иконописи, вплетена живая история страны. Собирание русских земель вокруг Москвы, Ливонская война и Смутное время, особое внимание Петра Первого к северным землям нашли отражение в православной иконе русского Севера. Ее история связана не только с историей северян, но и в целом Великой Руси.
Экспозиция в КВЦ "Радуга" гармонично соединяет жемчужины русского храмового зодчества и православные иконы древней Карелии. Святые Зосима и Савватий Соловецкие представлены на выставке вместе с Соловецким монастырем, ими основанным.
Блестящее национальное наследие России включает сокровища храмовой северной архитектуры Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, Свято-Успенского Кирилло-Белозерского мужского монастыря.
На самом большом из островов Валаамского архипелага возвышается величественный ансамбль Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Он основан в начале 14 века. Уже к 15-16 векам монастырь стал широко известен на Руси. Его уважительно называли "честною и великою лаврою", "Северным Афоном". На выставке также можно увидеть уникальный ансамбль деревянного зодчества на о. Кижи - шедевр инженерного искусства 17 века.
Выставка продлится до середины апреля 2007 года.