26 января 2007 года в Радищевском музее состоится открытие выставки саратовского художника Рифада Батаршина из частных коллекций.
Рифад Ахмеджанович Батаршин родился 7 октября 1936 года в г. Павловске Ленинградской области. С 1952 по 1961 годы учился в Саратовском художественном училище в А.И. Бородина, Г.Я. Мельникова, В.П. Бадаквы, Б.В.Миловидова, В.Ф. Гурова и В.К. Данилова. С 1961 по 1967 годы – в Харьковском художественном институте у А.М. Константинопольского, С.Ф. Беседина, А.А. Хмельницкого. Член Союза художников России. С 2006 года - Заслуженный художник Российской Федерации. Участник зарубежных, всесоюзных, республиканских, областных, групповых выставок. Имеет ряд персональных выставок. Произведения хранятся в музеях Саратова, галереях и частных собраниях России, Дании, Голландии, Шотландии, Израиля, Германии и других стран.
Живопись – это способ мышления Рифада Батаршина. Пластика цвета и формы, красочная текстура поверхности холста – язык, которым создаются образы, доносящие до зрителя восприятие художником мира. Эти образы могут быть рождены из реальности, из литературных произведений, из искусства других стран и эпох. Они являются индивидуальной интерпретацией вечных ценностей: любви, красоты, грусти, страданий, остающихся неизменными во все времена и притягивающих внимание художников.
У Рифада Батаршина образы природы, образы людей всегда скрыто или открыто эмоциональны. В ранних произведениях они были более конкретны и материальны. Затем художник легко и естественно перешел к дематериализующей тенденции. Его размышления о мире, человеке стремительно отрывались от реальности. Сосредоточенность на идее красоты человека и мира привела к абстрагированности, пластичности, а, в конечном счете, более глубокой выразительности изобразительного языка. Монументальность и статичность фигур уступила место динамике построения композиций, в которых положения предметов и позы тел создавали эффект растворения в пространстве или «выплывания» из него. А мягкая пластичность форм и текучесть линий заменила четкую лепку и линейность очертаний.
Идея красоты в произведениях Рифада Батаршина связана часто с мотивом вечной женственности. Обнаженное женское тело – самая прекрасная натура. Изображенные им женские фигуры далеки от идеальных пропорций, и все же - они являются парафразом античным богиням и нимфам, Афродите, родившейся из пены. Поэтому его женские модели обладают сходством, заключающемся в приглушенной чувственности, а, значит, воплощают его собственный идеал красоты.
Пространство его живописных композиций неглубокое. Оно напоминает рельефы с растворяющимся и исчезающим фоном, на котором колеблются изображения, иногда экспрессивные, иногда окутанные романтическим флером. Но в любом случае они вызывают ассоциации с жемчужинами, родившимися в раковине.
К каким бы сюжетам и образам не обращался Рифад Батаршин: античной мифологии, библейским, жизненным, - он творит свой собственный миф о красоте и духовности мира, о неизменности вечных ценностей. И имя этого мифа – Искусство.
Слухаева Елена Васильевна, заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной работе Радищевского музея