В экспозиции музея представлены шесть диорам, посвященных крупнейшим военным операциям Великой Отечественной войны, созданных известными мастерами Студии военных художников им. М.Б.Грекова.
"Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г."
В основу сюжета диорамы "Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г." (автор -народный художник РФ Е.И. Данилевский) положены события, происходившие в ноябре - декабре 1941 г. в 60-70 км северо-западнее Москвы, в районе г. Яхрома Дмитровского района Московских и Уральских частей, прибывшие для пополнения 1-й Ударной армии Западного фронта.
В результате зимнего контрнаступления Красной Армии замысел гитлеровского командования по овладению Московской с северо-западного направления был сорван, враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Прямая угроза захвата столицы была ликвидирована.
Аванзал диорамы украшен картиной Е.И. Данилевского "Москва. Ноябрь 1941 г.", дополняющей тему битвы за Москву.
"Сталинградская битва. Соединение фронтов"
В основу сюжета диорамы (авторы - народный художник РФ М.И. Самсонов, заслуженный художник А.М. Самсонов) положено историческое событие - соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов 23 ноября 1942 г. в районе г. Калач и поселка Советский. Художники показали кульминационный момент встречи танкистов 45-й и 69-й танковых бригад 4-го танкового корпуса (командир генерал-майор А.Г. Кравченко) с бойцами 36-й механизированной бригады 4-го механизированного корпуса (командир генерал-майор В.Т. Вольский). На переднем плане изображен немецкий солдат с автоматом, оказавшийся в расположении советских частей, - на его лице смертельная усталость от долгих боев.
Сталинградская битва, в которой участвовали с обеих сторон более 2 млн. человек, происходила на территории в 100 000 кв. км и продолжалась 200 дней и ночей. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в пользу СССР и его союзников.
"Блокада Ленинграда"
Эта диорама (автор - лауреат Государственной премии РФ художник Е.А. Корнеев) принципиально отличается от других: здесь нет боев, солдат, танков, порохового дыма. Зритель видит панораму Невы, стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, справа - канал Грибоедова, Банковский мостик. Этот вид не соответствует реальной топографии, он умышленно скадрирован, чтобы создать образ Великого города, который воспринимается как символ стойкости и героизма защищавших его людей, выдержавших900 дней изнурительной блокады.
На боковых стенах диорамного зала изображены ленинградцы, героически защищавшие свой город. Среди них - поэтесса Ольга Бергольц, композитор Дмитрий Шостакович, писатель Александр Крон.
В смертельной схватке с жестоким врагом, преодолев тягчайшие трудности блокады, ленинградцы выстояли т победили. 27 января 1944 г. небо над широкой заснеженной Невой озарилось цветными огнями салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда. Этот эпизод запечатлен на стене аванзала диорамы.
"Курская битва"
В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ Н.С. Присекин) положены исторические события лета 1943 г., завершившие коренной перелом в ходе Великой отечественной войны, - разгром отборных немецко-фашистских войск на Курской дуге.
Посвящая свою работу стратегической операции на Курской дуге, автор берет лишь один ее день - 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровке сошлись в лобовом сражении две танковые армады. С обеих сторон насчитывалось до 1 200 танков и самоходно-артиллерийских установок. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны. По словам самого художника, он стремился воспроизвести "гигантский огненный котел на красно-рыжей, как раскаленный металл, земле".
Сражение под Прохоровкой выиграли советские войска. Враг был измотан и обескровлен, по всему Курскому выступу началось его отступление. 5 августа в честь освобождения Орла и белгорода в Москве произведен первый салют. Курская битва завершилась 23 августа 1943 г. взятием Харькова.
"Форсирование Днепра"
В основу сюжета диорамы (автор - народный художник РФ В.К. Дмитриевский) положено форсирование реки Днепр в сентябре - октябре 1943 г. на киевском направлении. Выйдя к Днепру, советские войска с ходу приступили к форсированию могучей реки. Используя любые подручные средства, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, части Красной Армии переправлялись через Днепр и захватывали плацдармы на его правом берегу.
Широкой гладью величественного Днепра диорама как бы поделена на две части. В левой, освещенной ярким солнечным светом, изображены заднепровские дали. Оттуда, с востока, идет свет надежды освобождения. Но чем ближе к западу, тем темнее становятся тона. Картины жизни и смерти перемешались: идет бой не на жизнь, а на смерть за каждую пядь земли. Автор диорамы - участник Великой отечественной войны - считает эту переправу обобщенным образом всех днепровских переправ. Он отдает дань памяти и уважения тем, кто сражался, был ранен или пал в сражении при форсировании великой и могучей реки.
"Штурм Берлина"
Главным композиционным центром диорамы (автор - народный художник РФ В.М. Сибирский) выбрана северо-восточная часть парка Тиргартен с рейхстагом. Сюда 29 апреля 1945 г., сломив сопротивление немецко-фашистских войск, вышли передовые части 79-го стрелкового корпуса 3-й Ударной армии - 150-я стрелковая дивизия генерал-майора В.М. Шатилова и 171-я стрелковая дивизия полковника А.И. Негоды. Художник воспроизводит не только завершающий этап войны, но и отдельные героические подвиги советских воинов. В траншее мы видим полковника Ф.М. Зинченко с сержантом М.А. Егоровым и младшим сержантом М.В. Кантария, в руках одного из них - Знамя Победы, которое ранним вечером 30 апреля будет вооружено на крыше рейхстага. Всего советскими воинами на рейхстаге было установлено более 50 знамен и флагов.
1 мая 1945 г. части 3-й Ударной и 8-й Гвардейской армий штурмовали рейхстаг. 2 мая к 15 часам сопротивление противника полностью прекратилось, остатки берлинского гарнизона сдались в плен. В ночь на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.