В Государственном музее К.А. Федина открыта выставка живописи Юрия Машкова "В минуты сокровенной тишины".
Юрий Иванович Машков (род. в 1936 году) - художник непростой творческой судьбы. Он из того круга художников, которые не были в советское время обласканы властью, удостоены официального признания, избалованы выставками. На долю Ю. Машкова выпало иное счастье - общение с близкими по духу, непрерывный творческий поиск, умение противостоять идеологическим и коммерческим требованиям и следовать лишь внутренним, глубинным законам искусства. Самобытность и неповторимость дарований отличает весь его "ближний круг" - замечательных саратовских мастеров М. Аржанова, Вл. Солянова, В. Чудина, Вяч. Лопатина, Л. Перерезову, которые в годы творческого становления испытали мощное влияние Н. Гущина - носителя европейской культуры, силой своего таланта разрушавшего каноны соцреализма.
Много лет назад Юрий Иванович нашел удивительное место, ставшее для него и местом жизни на летние месяцы, и мастерской, и постоянным источником вдохновения - село Глотовка (Подгорное) Воскресенского района. Переживая то, что происходит с современной деревней, особенно болезненно воспринимая грубое вмешательство человека в само естество природы, Машков дорожит каждым вновь увиденным и всегда неповторимым состоянием неба, реки, леса, каждого дерева в отдельности. Он не "входят в пейзаж" только для того, чтобы изобразить его на холсте, но живет в удивительном единении с природой, которая благодарно открывается его взору, никогда не становясь лишь красивой декорацией.
Художнику, сохранившему свою душу в чистоте, удается увидеть мир в его тихие минуты, когда человек не разрушает Божественный замысел. Это та тишина, когда можно услышать тишайший плеск речной волны, невесомый шепот слетающего с дерева пожелтевшего листа, звук ветерка, пробежавшего по траве и замершего в стоге сена…
Работы Ю. Машкова - не пастораль, не идиллия, но приближение к тому сокровенному состоянию мира, когда природа предстает в изначальной Красоте. В минуты покоя открывается и природа, и человеческая душа, попадающая в резонанс с мерным и глубоким дыханием вечности, дыханием, которое так сложно расслышать в шуме суетного мира.
Живописцу удаются тонкие цветовые переливы - утреннего снега и весеннего разлива рек, неба, просвечивающего сквозь листву, и сияния цветущего куста.
Завораживают деревья Машкова, "портреты" которых лиричны и неповторимы. В кронах, причудливых переплетеньях ветвей ясный и чистый взгляд художника видит живое движение сокрытых токов, первоначальную мощь и тайну жизни.
В работах мастера - и в тихих деревенских пейзажах, и в ярких, декоративных натюрмортах - есть свет, гармония и надежда.
Ирина Кабанова