Национальная галерея искусств (Вашингтон, округ Колумбия) как и большинство североамериканских музеев, основана менее века назад. В наше время экспонаты из ее собрания демонстрируются в двух зданиях, западном (старое здание галереи, где сегодня можно увидеть работы старых мастеров) и восточном (искусство ХХ века и современное искусство). Торжественная церемония открытия галереи, являющейся крупнейшим собранием западноевропейского искусства в стране, состоялось 17 марта 1941 года. Однако, и вновь в полном соответствии с традициями музеев Соединенных штатов Америки, ее коллекция относится к лучшим мировым собраниям произведений изобразительного искусства. Посетив Вашингтонскую галерею можно познакомиться со всеми главными достижениями в области живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства от Средних веков до наших дней.
Столетиями качество музеев и частных художественных собраний оценивалось по количеству и качеству произведений мастеров итальянского Возрождения, содержащихся в них. Что ж Национальной галереи Вашингтона здесь есть, чем гордиться. Фра Беато Анжелико, Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Джованни Беллини, Джорджоне - вот имена лишь некоторых из мастеров, чьи произведения хранятся в ее коллекции. Не говоря уже о творениях трех титанов Возрождения - Леонардо, Рафаэля и Микеланджело (творчество последнего представлено наиболее скромно - лишь несколькими рисунками).
Жемчужиной коллекции ее сотрудники (как впрочем, и посетители) почитают портрет Джиневры ди Бенчи (1474-1478) кисти Леонардо да Винчи (1452-1519) - единственное произведение самого загадочного художника Ренессанса на Американском континенте. Современники мастера точку зрения современных американцев в отношении указанного портрета разделяли.
Основоположник истории искусств Джорджо Вазари назвал это произведение "прекраснейшем". Другие писатели и хроникеры той эпохи, видевшие этот портрет, не единожды дарили Леонардо величайшую из возможных для того времени похвал, отмечая: изображение Джиневры ди Бенчи столь совершенно, что кажется это не портрет, а она сама во плоти предстает перед зрителями. Об имени изображенной дамы зритель (правда, если ему знаком итальянский) может догадаться и без этикетки. Кусты можжевельника, на фоне которых художник изобразил сеньору ди Бенчи, подскажет его (по-итальянски название растения "ginepro" звучит практически также как имя Джиневра).
Появление следующих двух шедевров Ренессанса в коллекции американского музея стало возможно благодаря Октябрьской революции 1917 года.
Произведения Леонардо манят нас тайными реальными и вымышленными, туманными намеками, скрытыми в них. Творения же Рафаэля (1483-1520) влекут ясностью и чистотой. В 1508 году молодой живописец был приглашен в Рим, где, по заказу Паоло Джовио своего первого биографа, художник пишет "Мадонну Альба" (1510) одно из совершеннейших своих произведений.
Облаченная в наряд римлянки Дева Мария играет с двумя младенцами, Иисусом и Иоанном Крестителем. Но глаза Предтечи и Богоматери, устремленные на Иисуса, полны грусти. Они провидят его судьбу, о которой напоминает крест в руках младенца. В сюжете картины, как видите, ничего необычного нет. Поражает ощущение гармонии, исходящие от нее. "Эту картину можно уподобить прекрасному зданию, в котором - все ритм, одни части несут другие, все крепко и все полно радости, потому что отвечает каким-то заложенным в нас требованиям лада" - так описывает Александр Бенуа "Мадонну Альбу" в знаменитом "Путеводителе по Картинной галерее Императорского Эрмитажа" (1910 г.)
Третий шедевр итальянского Возрождения традиционно, украшающий обложки альбомов и каталогов знаменитой галереи, - "Венера перед зеркалом" (1555) Тициана Вечеллио (1477-1576) известнейшего живописца Венеции. Художника, пользовавшегося безоговорочным признанием, как среди современников, так и потомков. Написанная в последний период творчества картина, видимо, пользовалась любовью автора. Она не покидала мастерской живописца вплоть до его смерти. Римская богиня любви, а надо сказать, что древние богини были любимыми героинями художника, часто появлялась на полотнах мастера, чтившего женскую красоту. К тому же ее изображения пользовались неизменным успехом у заказчиков.
Тициан был главой лучшей живописной, если мы говорим о живописи в современном ее понимании, как об искусстве манипулирования цветом, школы Европы в период ее наивысшего расцвета. И вот кисть великого колориста с наслаждением пишет жемчужный блеск кожи, тяжесть пурпурных складок бархатной драпировки, неяркий блеск старого золота... Перед посетителями Вашингтонской галереи Венера предстает во всем великолепии зрелой красоты, подчеркнутой богатством обстановки. Юный Амур действительно венчает прекраснейшую из обитательниц Олимпа.
Коллекция Вашингтонского музея столь же прекрасна, как и эта Венера Тициана. О чем можно говорить с уверенность даже после этого маленького итальянского путешествия по миру его коллекции.
(с) Музеи России
Сайт Национальная галерея искусств: http://www.nga.gov
Сайты других музеев США: Музей Метрополитен: http://www.metmuseum.org/
Сайт МОМА: http://www.moma.org
Другие заметки о коллекциях американских музеев. Музей современного искусства. The Museum of Modern Art. Революция Пикассо: http://www.museum.ru/N28733
Об искусстве эпохи Возрождения: Дрезден. Dresden. Культ Рафаэля - Сикстинская мадонна: http://www.museum.ru/N26503
Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи: http://www.museum.ru/n26824
Сикстинская капелла. Cappella Sistina. Микеланджело - как скульптор живописцем стал: http://www.museum.ru/n27026