История итальянского Ренессанса начинается в XIV веке. Рождение же Северного Возрождения состоялось лишь через два столетия. Правда, некоторые ученые и вовсе сомневаются в его существовании. Возрождение для стран Севера Европы "открыл" Альбрехт Дюрер (1471-1528), художник из Нюрнберга.
Хотя первый успех пришел к Дюреру с серией гравюр, посвященных апокалипсическим видениям Святого Иоанна. Германия, ждавшая конца света и появления Лютера, по достоинству оценила изображения последних дней мира. К работе над "Апокалипсисом" Дюрер приступил в возрасте 25 лет. Незадолго до этого молодой художник вернулся из длительных странствий по западным областям Германии и северу Италии (однако в этой работе об этом практически ничто не напоминает). А благодаря удачной женитьбе, устроенной отцом, художник сразу же смог открыть в Нюрнберге мастерскую. И приступить к "прививке" ренессансных идей на немецкую почву.
Интересно, что сегодня популярностью пользуются не только крупные живописные работы мастера, провозглашающие наступление новой эпохи в искусстве Севера, но и акварели. Например, знаменитое изображение зайца из венской коллекции (1502, Альбертина) относится к числу наиболее часто воспроизводимых творений Дюрера.
Закономерно, что изменить статус художника в сознании жителей севера Европы также предстояло Дюреру. До его появления живописцы, скульпторы и граверы в Северной Европе считались простыми ремесленниками. Традиция приписывает художникам Возрождения особый интерес к человеку, его личности. У Дюрера он сконцентрирован в первую очередь на самом себе. Такого количества автопортретов (первый из которых был создан художником в 13 лет) не написал ни один мастер той эпохи. Особое внимание привлекает автопортрет 1500 года, хранящийся в Старой Пинакотеке Мюнхена, где облик Дюрера неизменно заставляет вспомнить изображения Христа. В Средние века Бога порой сравнивали с художником, эпоха Возрождения изменила приоритеты. Отныне художника уподобляют Богу.
В юности Дюрера окружали тонкие, закутанные в пышные драпировки фигуры готических святых. Он десятилетиями воспитывал в себе классический вкус и призывал к этому своих коллег. Однако традиции Севера были таковы, что даже столь ярый проповедник величия античного искусства, как Дюрер создал за всю жизнь лишь одну картину на сюжет из древней мифологии - "Геракл, убивающий Стимфалийских птиц" (Старая Пинакотека, Мюнхен). В то время как в Италии мифологические сюжеты успешно конкурировали с религиозной живописью. Дюрер так никогда и не обрел той свободы в изображении наготы, отличавшей произведения итальянских мастеров.
Ренессанс и традиции готического искусства постоянно боролись в душе Дюрера. Отсюда неоднозначность в оценке его наследия. Если говорить об идеях Возрождения то, пожалуй, наиболее ярко они воплотились в живописном диптихе "Адам и Ева" (1507), который украшает коллекцию Прадо, и на одноименной гравюре 1504 года. А в 1506 году в Венеции, куда он поспешил уехать, спасаясь от чумы, художник написал еще одну картину близкую мировосприятию итальянских мастеров (именно эта карина подарила Дюреру признание итальянских коллег) - "Праздник четок" (Национальная галерея, Прага). Кроме того, некоторые историки искусства склонны видеть не только алтарный образ, но и комментарий к событиям, происходившим в Италии в то время, когда Дюрер работал над ней. Будто стремясь утвердить свое право называться художником Ренессанса, Дюрер в своей последней живописной работе "Четыре апостола" (1526, Старая Пинакотека) достигает нового уровня мастерства и понимания духа идей Возрождения.
К концу XV столетия, времени появления первых произведений мастера, античное наследие, как на его родине в Германии, так и в сопредельных странах было забыто. Эпоха Античности, золотой век искусства, вот чем он грезил, вот царство завоеванию которого Дюрер посвятил свои практические и теоретические труды. Почитая и страстно любя рационалистическую итальянскую теорию искусства, в своем творчестве Дюрер сочетал ее с немецким мистицизмом и почти романтическим индивидуализмом. В его стремлении постигнуть тайну идеальных пропорций художника подхлестывало страшное подозрение, что итальянцы, владеющие ей, намеренно скрывают ее, дабы сохранить положение своей школы. Но, в итоге Дюрер отказывается от попытки математического познания красоты и обращается к природе. Ибо он пришел к мысли, что лишь Богу ведома какая из человеческих форм совершенна, человеку это, увы, знать не дано.
(с) Музеи России
Сайт Прадо: http://museoprado.mcu.es/home.html
Старая Пинакотека: http://www.pinakothek.de/alte-pinakothek/
Альбертина: http://www.albertina.at