Коллектив Научно-исследовательского музея Российской академии художеств вынужден обратиться с открытым письмом в связи с организованными вокруг него ажиотажем и клеветнической кампанией, а именно шестью негативными репортажами, показанными в течение месяца (!) в программе "Вести. Санкт-Петербург". Поводом для начала и раздувания кампании послужил фестиваль современной электронной музыки, прошедший в выставочных залах музея 2-3 декабря 2006. Одни и те же кадры с разового мероприятия транслировались во всех репортажах и подавались зрителю как иллюстрации целой серии подобных акций. Сознательно допущенная дезинформация о том, что произведениям и залам музея нанесен ущерб, является явной неправдой, как и другие обвинения, поступающие со стороны администрации института им. Репина.
Необходимо пояснить, что исторически в здании бывшей Императорской Академии художеств в Петербурге располагается несколько самостоятельных организаций со своими планами и графиками работы, собственными администрациями, внутренними распорядками работы и пропускными режимами. Это Музей академии художеств, Институт им. Репина, Научная библиотека академии художеств. Каждая из них подчиняется напрямую Президиуму Российской академии художеств в Москве, также как и расположенный в столице Институт им. Сурикова.
Действия руководства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (интервью ректора А.С. Чаркина, явно организованные администрацией института студенческие выступления, анонимные стенгазеты с оскорбительными комментариями, распространение тенденциозно подобранных фотографий неясного происхождения) указывают на то, что цель этой кампании состоит в манипулировании общественным мнением и подготовке почвы для подчинения музея институту, ликвидации музея как самостоятельного юридического лица. Подобное изменение статуса музея позволит руководству института не только использовать выставочные залы, в том числе и в коммерческих целях, но и распоряжаться экспонатами музея по своему усмотрению. Поскольку принимаемые законы позволяют ставить вопрос о приватизации музеев, то эта ситуация вызывает опасения за судьбу коллекции музея академии художеств. Общественность должна понять, что речь идет не о заботе о культурном наследии или сохранности музейных экспонатов, которые не подвергались риску, а о борьбе за сферы влияния. Втянутые в манипуляции студенты, к сожалению, не понимают, о чем идет речь, чьи и какие интересы они защищают. Серия скандалов, в которую невольно оказался вовлечен музей, наносит ущерб репутации как самого музея, так и всей Академии в целом.
Как известно российские музеи не только могут и вынуждены, но и обязаны пополнять внебюджетными средствами финансовый фонд музея за счет мероприятий, не противоречащих их уставу, организовывая коммерческие проекты и выставки, что позволяет получать средства, идущие на развитие музея и совершенствование условий хранения. В частности, средства от музыкального фестиваля направлены на приобретение оборудования для хранения коллекции работ Е.Е. Моисеенко и доплаты смотрителям, зарплаты которых по 4 категории тарифной сетки с 50-процентной доплатой от Москвы составляют 2091 руб.
Сотрудники и администрация музея ведут серьезную и сложную работу по инвентаризации фондовых коллекций, проводят выставки, лекции, экскурсии, концерты (большей частью благотворительные). Только в 2006 г. организованы выставки из фондов, получившие общественный резонанс - "От Чистякова до Шагала", "Советская эпоха. 1920-1950-е гг.", "Эпоха Александра III", "Архитектор Л. Н. Бенуа", персональная выставка народного художника СССР Е. Е. Моисеенко, долгие годы руководившего батальной мастерской института. Большой интерес вызвали и конкурсные выставки: международная выставка архитектурных проектов на застройку делового центра "Газпром Сити" в Санкт-Петербурге (которую посетило 13 тысяч человек), ежегодная выставка компании "Oskar Hall" и Санкт-Петербургского Союза дизайнеров - "Высокий стиль интерьера", завершившаяся церемонией награждения победителей. Накануне юбилея Академии музей сформировал и отправил для экспонирования в залах Российской Академии художеств в Москве выставку "Путь к мастерству". Продолжается научная и реставрационная работа, издаются каталоги к каждой выставке.
Из 17 выставок 2006 года - 5 Института им. Репина: работы летней практики студентов, весенняя выставка педагогов института, дипломные работы выпускников, персональная выставка профессора института А.Н. Блиока, конкурсная выставка студенческих работ "К 400-летию Рембрандта". В декабре этого года музей выступает организатором выставки "Наш курс", на которой будут показаны произведения 27 живописцев, скульпторов, графиков, 28 лет назад закончивших Институт им. И. Е. Репина. В постоянных экспозициях музея проходят занятия студентов всех факультетов института им. И. Е. Репина (лекции, копирование работ, защиты дипломов). Все эти формы работы традиционно проводятся музеем для института на безвозмездной основе. На этом фоне вызывает удивление позиция руководства Института.
Выступая с разъяснениями сложившейся ситуации, мы просим общественность и государственные органы поддержать музей, чтобы мы могли и дальше нормально работать.