В Петербурге появился новый музей. Музей авангарда, также именуемый "Дом Матюшина". По имени художника Михаила Матюшина (1861-1934), который с 1912 года проживал в квартире №12 указанного дома на улице Профессора Попова (в то время именовавшейся Песочной). И, что примечательно, музей не столько художественный, сколько исторический. Воссоздать атмосферу, в которой родилось и развивалось самое революционное направление искусства прошедшего столетия - так сформулировали для себя концепцию нового музея Северной столицы его сотрудники.
Дом № 10 на улице Профессора Попова сразу привлекает внимание. Нет, не чудной футуристической архитектурой, как можно было бы подумать. В этом здании нет ничего вызывающего, экстравагантного. Простой патриархальный двухэтажный дом. Однако вопреки традициям петебургского-петроградского-ленинградского зодчества он исполнен из дерева.
Внутри мира петербургского авангарда существовало несколько школ. Сегодня наибольшей известностью пользуются школы Малевича и Филонова. Однако в первые десятилетия ХХ века школа Матюшина была не менее влиятельна. Некогда, когда Матюшин лишь начинал свою карьеру художника, именно эти два титана авангарда боролись за его творческое "Я". Малевич в этом сражении выиграл. Правда, это не помешало Матюшину создать свой стиль. Хотя в отношении авангарда, наверное, правильнее употребить термин "учение".
Кроме упомянутых выше Казимира Малевича и Павла Филонова здесь можно было встретить: поэта Владимира Маяковского, Велемира Хлебникова и Василия Каменского также поэтов, художников братьев Бурлюков… Вот лишь некоторые (самые известные) деятели авангарда, что постоянно бывали на Песочной. Сегодня они встречают посетителей экспозиции. Если театр начинается с вешалки, то Музей петербургского авангарда с представления действующих лиц драмы "История русского футуризма".
Новый музей был задуман не как мемориал или дом-музей Михаила Матюшина. Того дома уже нет. А как пространство, где можно узнать новые детали или по-новому взглянуть на известные факты и особенности жизни авторов авангарда и их последователей. Залы, посвященные художнику-музыканту Матюшину и его второй жене художнице и поэтессе Елене Гуро, соседствуют с залами, рассказывающими о пути футуристов в русском искусстве. Так можно познакомиться с манифестами самих авангардных мастеров и с многочисленными рецензиями авторы коих, возмущенные их произведениями, нередко сомневались в здравости рассудка мастеров-футуристов. Сам процесс знакомства с многочисленными документами и фотографиями организаторы экспозиции превратили в увлекательную игру. Игру со стенами. Откроешь одну - увидишь другую, а за ней третью…
Рядом с рисунками и картинами футуристов их книги, кстати, непосредственно связанные с домом. Издательство "Журавль", печатавшие их, было организовано Матюшиным. Впоследствии оно и вовсе было переименовано в "Домик на Песочной".
Пианино, палитра, кисти - предметы некогда, принадлежавшие Матюшину вновь заняли место в его мастерской. Автор первой футуристической оперы "Победа над солнцем" никогда не забывал о своей первой, музыкальной специальности, соединяя музыку и живопись. Например, в знаменитом исследовании, посвященном взаимодействию цветов. С результатами которого, конечно, можно познакомиться в музее. Как и с опытами, направленными на поиск нового, четвертого, измерения пространства. Ведь художники (как, впрочем, и писатели, поэты, музыканты) авангарда видели своей задачей не изображение, а не много не мало преображение мира.
Музей петербургского авангарда проект относительно новый. Когда в 1977 году здание это было передано в ведение Государственного музея истории Ленинграда, здесь планировали устроить Музей истории литературы блокадного Ленинграда. Так, как именно благодаря заступничеству известного писателя и драматурга Всеволода Вишневского, проживавшего в нем с 1942 по 1944 год в квартире вдовы Матюшина Ольги Громозовой, дом № 10 пережил войну. В отличие от большинства деревянных построек города его не разобрали на дрова. В 1987 году планы изменились. Теперь планировали создать музей, "посвященный деятельности литературно-художественной интеллигенции XIX - ХХ веков". Однако переживший блокаду дом сгорел потом, в наши дни. Ныне мы видим копию того дома, где жил Матюшин. К счастью художник был увлечен фотографией. Его снимки позволили восстановить здание. Идея же о создании Музея авангарда возникла в 2004 году, незадолго до завершения реставрации.
Хотя музей невелик, в нем выделено пространство для выставочной деятельности. К которому был отнесен и сад, окружающий дом. Более того, руководство Музея авангарда мечтает сделать его экспериментальным художественным пространством, каким оно и было 100 лет назад.
Информация о музее: http://www.museum.ru/N29301
(с) Музеи России