Этнографические коллекции как повод для профессионального диалога, - Российский этнографический музей (РЭМ) объявляет о начале цикла встреч петербургских модельеров и ведущих специалистов в области традиционной культуры и костюма.
5 декабря в 16.00 в Российском этнографическом музее откроется трехдневная программа, разработанная специалистами по истории костюма Ольгой Калашниковой и Светланой Островой, - TOYAMA TOKAHABA, - в сотрудничестве с учеными РЭМ, авторами проекта "Антропология вещи". Каждый день этой программы будет последовательно посвящен работе со студентами дизайнерами (5 декабря, 16 часов), ведущими петербургскими модельерами (6 декабря, 17 часов) молодые профессионалы в области моды (7 декабря, 16 часов).
По замыслу организаторов, целью таких профессиональных встреч является более близкое знакомство петербургских модельеров с системой образов в традиционной одежде народов России, а также ее конструктивными особенностями и спецификой материалов, что, в свою очередь, позволит влиять на творческие и технологические возможности современных художников по костюму.
Ведущие петербургские модельеры получат возможность подробно исследовать и обсудить несколько предметов из коллекции РЭМ с ведущими специалистами музея. Для студентов факультетов дизайна и молодых профессионалов в области моды предусмотрено знакомство с коллекционным собранием верхней одежды Российского этнографического музея и лекции ведущих специалистов об "экзотике в костюме", "фундаментальных тенденциях будущего" и о моде, как "средстве современной коммуникации" с использованием современных мультимедийных технологий .
По оценкам специалистов, коллекции Российского этнографического музея не имеют аналогов по составу и разнообразию. В рамках проекта "Антропология вещи" в музее в разное время состоялись три крупные выставки, посвященные отдельным элементам традиционного костюма, - обуви "Всем Богам по сапогам", головным уборам "Шапочное знакомство" и верхней одежде "Шубы, шубки, казакины…". По мнению куратора проекта Натальи Калашниковой, "вещи, созданные более 100 лет назад сегодня просто поражают актуальностью кроя и высокой технологичностью. Актуальные сегодняшнему дню приемы можно встретить, например, в костюмах сибирских охотников, - эвенов, эвенков, долганов, - их одежда отличается не только своей функциональностью, но и виртуозностью обработки материала и художественного оформления".
Современные специалисты считают, что, например, все известные формы и типы обуви были открыты именно в традиционных культурах, а сегодняшнее многообразие - их "ремейки". Кроме того, именно народные способы обработки материалов часто ложатся в основу современных технологических процессов, например, выделка рыбьей кожи поморами русского севера. Шагреневая кожа, медвежий мех, чучела птиц, дерево, древесная кора, лыко, пеньковые и льняные веревки, войлок, шерстяные и хлопчатобумажные нити, рыбья кожа и кожа морских зверей, тонко вышитые волосом оленя, цветными нитями или бисером, - вот далеко не полный перечень материалов, использовавшихся при изготовлении обуви.
Традиционный костюм представляет собой единую знаковую систему, которая характеризовала не только этническую принадлежность человека, но и пол, возраст, социальный статус. Конструкция и украшение одежды позволяет судить об особенностях мировоззрения разных народов и их системе ценностей, - например, платки женщин Средней Азии никогда не завязывались узлом, чтобы сохранить свободной женскую сущность владелицы.
Со временем, в XIX веке, стало возможным взаимодействие традиционного костюма и костюма светского, не в последнюю очередь это было связано с переменами социального характера. Тогда европейская мода начала испытывать влияние иных, неевропейских культур и в первую очередь Востока. В начале XX века под влиянием "Русских сезонов" и образов Леона Бакста в моду вошла Россия. Впервые ее образ воплотил в своей коллекции французский кутюрье Поль Пуаре, в представлении которого Россия стала самим воплощением Востока. Он первым не просто заимствовал детали костюма, но, переосмыслив культурные стереотипы, создал единый образ, в котором причудливо объединились мотивы японской культуры и канонов одежды народов Средней Азии. По слова Ольги Калашниковой, "его взгляд был очень широким, его работы стали настоящим синтезом культур и образов, которого нам сейчас так не хватает".