Выставка "Вертеп. Рождественская традиция Италии" откроется 8 декабря в 12.00 в Российском этнографическом музее.
Выставка итальянских "презепе", традиция которых возникла в Италии в XIII веке и быстро распространилась вплоть до России, где получила название "вертеп", откроется в Российском этнографическом музее (РЭМ) 8 декабря. Пресс-конференция с участием авторов и организаторов выставки начнется 8 декабря в 11.30.
Во всей полноте традиция "Рождественских презепе" будет представлена впервые на выставке в Петербурге. Организаторы, среди которых Российский этнографический музей, Национальный музей искусств и народных традиций Рима, Посольство Италии в России, представительство Ватикана в Москве, Министерство международной торговли Италии, а также национальная конфедерация ремесленников Италии, представят "презепе" наиболее выдающихся художественных школ Италии: Рима, Сицилии, Калабрии, Базиликаты, Кампании, Апулии, Лигурии и Трентино-Альто-Адидже.
По словам научных консультантов выставки, "введение "презепе" в широкий цикл рождественских обрядов традиционно приписывается св. Франциску Ассизскому, который в ночь Рождества 1223 г. в местечке Греччио приготовил в гроте ясли с сеном для Богомладенца, привел быка, осла и, создав своего рода "живой презепе", в присутствии множества людей отслужил Святую мессу".
В России, где традиция "рождественских вертепов" имеет собственную историю, вертеп, - большой, специально оборудованный ящик, - имел несколько уровней, где наверху разыгрывались библейские сюжеты, а на нижнем этаже рассказывались бытовые истории. Фигурки в российских вертепах делали подвижными, а сами кукольные представления со временем переместились из церквей на площади. Так что, одной из своих задач организаторы видят необходимость подчеркнуть феномен широкого распространения самой идеи "презепе" вплоть до России.
По замыслу организаторов выставки, каждое "презепе" представит наиболее характерные особенности своей провинции: в "презепе" Сицилии художественными средствами переданы особенности древней культуры острова, Калабрия и Базиликата рассказывают в "презепе свою историю", персонажи которой бедны, но духовно не сломлены. В "презепе" Апулии воплощен праздник искусства барокко, полный света и ярких красок, а Кампания в своих художественных шедеврах воскрешает испанские улицы и кварталы. В знаменитых городских пейзажах Рима мы видим картинки повседневной жизни Лацио XIX в. и так далее.
По словам авторов экспозиции, "презепе" демонстрируют не только разнообразие творческих приемов, но и материалов, различных в каждой из школ; часто выбор определялся лишь желанием мастера, который использовал все, что имелось в его распоряжении. Так появились "презепе" из окрашенного вручную папье-маше, металла, дерева, камня, терракоты, гипса, древесной коры, пробкового дерева и др. Фантазия, эксперименты с материалами помогали художникам создавать оригинальные и уникальные произведения искусства.
Научный комитет выставки с итальянской стороны представляют Архиепископ Бруно Форте, митрополит Кьети-Васто, Президент Международного центра этноистории в Палермо Аурелио Риголи, Генеральный директор Национального музея искусств и народных традиций в Риме Стефания Массари, Генеральный директор Главного управления по пейзажному, историческому, художественному и этноантропологическому наследию области Абруццо Анна Импоненте, куратор Музея презепе в Риме, Альберто Финицио. Среди российских специалистов, - Директор Российского этнографического музея Владимир Грусман, Академик РАН, президент Российского общества историков-архивистов Александр Чубарьян, руководитель Церковно-научного центра "Православная энциклопедии" Сергей Кравец.