В рамках выставочного проекта "Живая экспозиция. Царское Село в гостях у Исторического музея" (4 июля 2006 - 4 августа 2007 г.) появился Шестой экспонат из исторической коллекции Государственного музея-заповедника "Царское Село": "Мир и изобилие" - часы Людовика XVI в Царском Селе.
Нечасто история музейного экспоната бывает столь насыщенной разнообразными событиями и необычными поворотами судьбы. Каминные часы, бронзовый корпус которых украшает аллегорическая композиция "Мир и изобилие" с фигурами беззаботно резвящихся амуров, сменили нескольких царственных владельцев, трагически закончивших свою жизнь, пережили смутные и страшные события Великой Французской революции и Второй мировой войны и в настоящее время являются украшением и гордостью музейной коллекции бывшей императорской загородной резиденции в Царском Селе.
Этот шедевр художественной бронзы был создан в 1770 г., когда по случаю бракосочетания шестнадцатилетнего дофина Франции, будущего короля Людовика XVI, и пятнадцатилетней дочери австрийского императора Франца I Марии-Антуанетты был заново декорирован ряд апартаментов главной резиденции французских королей - Версальского дворца.
Первоначально часы украшали большой кабинет дофина, а позднее, когда Людовик стал королём, они были размещены в королевской опочивальне, где и находились вплоть до трагических для супругов событий Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в. В 1792 г. Национальный Конвент принял историческое решение об упразднении королевской власти и провозглашении Франции республикой. Людовик XVI был признан виновным в заговоре против нации и общественной безопасности, приговорён к смерти и казнен на гильотине в январе 1793 г. Вскоре та же участь постигла и его жену Марию-Антуанетту.
Началась национализация имущества королевских дворцов и его "революционные распродажи". В 1796 г. часы "Мир и изобилие" были переданы кредитору Республики А.Алькану, главному интенданту Рейнской и Мозельской армий, в счет погашения долга, за 3000 ливров.
Русский период истории бытования часов начался в 1798 г., когда они были куплены за 6000 рублей поставщиком русского двора К.-Ф.Лабенским для строящегося в Петербурге Михайловского замка - новой резиденции Павла I. Однако император прожил там лишь сорок дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. он был убит в собственной спальне заговорщиками. Никто из членов его семьи не остался в Михайловском замке. В 1802 г. все мебельное убранство замка было вывезено. В первой половине XIX в. часы "Мир и изобилие" находились в Мраморном дворце, а затем - в Эрмитаже.
В 1857 г. часы по распоряжению императрицы Марии Александровны, жены Александра II, были перевезены в Екатерининский дворец в Царском Селе, одно из самых любимых мест пребывания императорской семьи, где для них в 1850-е гг. были обустроены личные апартаменты.
Шедевр украсил один из парадных залов "золотой анфилады" дворца - Арабесковый, созданный в начале 1780-х гг. архитектором Ч.Камероном в стиле классицизма. Выполненные в том же стиле часы "Мир и изобилие" прекрасно гармонировали с утончённой и нарядной отделкой этого интерьера. Здесь они находились до 1941 г.
В связи с угрозой оккупации г. Пушкина немецкими войсками летом 1941 г. часы вместе с другими ценными экспонатами были вывезены в глубь страны. Арабесковый зал, как и весь Екатерининский дворец, подвергся сильному разрушению в годы Великой Отечественной войны. Ныне часы с аллегорической композицией, представляющей мир и благоденствие, украшают Картинный зал парадной анфилады Екатерининского дворца.
Художественные достоинства часов "Мир и изобилие" ставят их в один ряд с наиболее выдающимися образцами европейского декоративно-прикладного искусства эпохи классицизма, находящимися в музейных собраниях мира. Они были созданы по рисунку выдающегося мастера XVIII в. Франсуа Буше, чьё творчество является квинтэссенцией искусства позднего барококко. Идеи Буше были воплощены в бронзе знаменитым парижским мастером Жаном-Луи Приером.
Часовой механизм двухнедельного завода с боем часов и получасов является работой известных мастеров второй половины XVIII в. Антуана Пельтье и Шарля-Атана Пино, имена которых обозначены на циферблате и на задней стенке часового механизма.
Лаконичный циферблат выполнен Дюбюиссоном, одним из трёх наиболее известных парижских художников-эмальеров того времени. Его ценность заключается, прежде всего, в размере - 24 см в диаметре. Цельные эмалевые циферблаты диаметром более 1 фута (31,5 см) научились изготавливать только в 1740-х гг., и лишь в последней трети XVIII в. технология их производства достигла совершенства.