Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека в год своего 250-летия представляет эскизы театральных костюмов и декораций к спектаклям по произведениям Вильяма Шекспира на выставке "Шекспир в меняющемся мире".
Коллекция эскизов СПбгТБ составляет более 20 тысяч единиц хранения. В ее основе лежит собрание Монтировочной библиотеки Дирекции Императорских театров. Здесь собраны подлинные эскизы костюмов и декораций выдающихся театральных художников XVIII-XX вв. - П. Гонзаго, А. Роллера, И. Всеволожского, Л. Бакста, А. Бенуа, К. Коровина и др. Среди новых поступлений работы М. Азизян, Т. Бруни, М. Китаева, Э. Кочергина, О. Саваренской и др.
Шекспировские пьесы фигурируют в репертуаре русского театра с середины XVIII века поначалу лишь в переделках и переработках, как, например, трагедия "Гамлет" в переводе-пересказе Сумарокова. Сумароков дал совершенно новую пьесу на тему борьбы за престол, в центре которой оказалась любовь Офелии и Гамлета. В фонде театральной библиотеки хранятся рукописи первых переводов произведений Шекспира для сцены.
Императрица Екатерина тоже переносила на русскую почву сюжеты Шекспира. Комедия "Вот каково иметь корзину и белье" - переделка комедии "Виндзорские проказницы", две ее исторические пьесы "Из жизни Рюрика" и "Начальное управление Олега" названы "подражаниями Шакеспиру, без сохранения театральных обыкновенных правил".
Выставка в ВГБИЛ демонстрирует работы известных театральных художников к постановкам пьес Уильяма Шекспира. Экспозиция выстроена так, что дает возможность проследить изменения принципа оформления спектакля на протяжении целого века.
Шекспир писал, как известно, для театра, где почти не было декораций в современном значении, и живописный фон спектакля описан не в ремарках, а в самих словах действующих лиц, и при этом часто в поэтических образах. Последние же не всегда можно передать средствами живописи. Напомним два знаменитых образа утра: в багряном плаще, идущего по горной росе ("Гамлет") и стоящего на цыпочках на горных вершинах ("Ромео и Джульетта").
Театральная живопись имеет свои особенности. Рисунок (изображение) на декорации, вблизи кажущийся выполненным грубовато, из зрительного зала при свете рампы видится необыкновенно живописным, изысканным и прекрасным. От работы театрального художника, от его вкуса и культуры зачастую зависит зрительский успех сценического представления.
Привезенные на выставку электронные копии эскизов призваны заинтересовать и увлечь тех, кому интересен театр и кто хочет проникнуть за его кулисы.
Торжественное представление выставки состоится 5 декабря 2006 года.