В Музее истории религии много необычных экспонатов. Однако не все они появились на свет в далеких, экзотических странах. Часть создана руками русских мастеров. Так в одном из залов вы встретите икону, посвященную Святым Козьме и Дамиану. Нет, удивляет не тот факт, что художник-иконописец решил создать изображение именно этих святых. Удивляет их облик.
Две фигуру в античных одеяниях. Лицо одного, бородатое, окруженное сединой волос для большинства неузнаваемо. Зато смуглое лицо второго хорошо знакомо всем. Его изображения украшают книги, школьные учебники, телеэкраны… Александр Пушкин - главный поэт России. И хотя лицо его товарища знакомо немногим, имя его хорошо известно. В первую очередь, благодаря знаменитым 4 томам составленного им "Толкового словаря живого великорусского языка". Идею которого согласно исторической легенде (относительно достоверной) Владимиру Далю подсказал именно Пушкин. Итак, почему же Козьма и Дамиан превратились в Пушкина и Даля?
Козьма и Дамиан - по легенде два брата-близнеца. Святые великомученики, казненные в царствование императора Диоклетиана, правителя, в принципе, по римским меркам вполне приличного, но систематически преследовавшего христиан. Прославились они как искусные врачеватели. Настолько искусные, что лечили и людей, и животных. Некогда одержимый дьяволом верблюд впоследствии стал одним из самых известных их пациентов. В Италии они были покровителями знаменитого флорентийского рода Медичи. А на Руси они очень быстро стали почитаться не только как врачи, но и как покровители кузнецов (не без влияния языческих верований) и … брака. Они ковали счастье новобрачных.
Однако появление на месте святых великого поэта и великого лексикографа связано не с этими "функциями" великомучеников. День Козьмы и Дамиана приходился на 1 ноября (по новому стилю 14 ноября). В этот день после окончания сельскохозяйственных работ открывались церковно-приходские школы. Так Козьма и Дамиан стали отвечать еще и за образование. Именно в этой ипостаси римские святые для одной из икон "позаимствовали" облик Александра Сергеевича Пушкина и Владимира Ивановича Даля.
В истории западноевропейского искусства ни раз случалось, что святые приобретали портретное сходство с высокопоставленными заказчиками, правителями и меценатами. А порой близкими людьми художника. После петровских реформ такое случалось и в русском искусстве. Но одно дело придания чертам святых (а внешность большинства христианских святых, включая Козьму и Дамиана, живших в III веке н. э. - загадка) сходства с реальными людьми, другое "превращение" их в святых.
Хотя логика, согласитесь, в этом превращении есть. Святыми покровителями образования, учеником и учителей, стали два человека оказавших на судьбу русского языка немалое влияние. Первый создал тот русский литературный язык, который нам известен. Второй сохранил на страницах своего словаря память о языке народном. Конечно не забыв и о литературном. Кстати, Даля сближает с настоящими Козьмой и Дамианом не только "покровительство" русской словесности, но и профессия. Великий лексикограф и писатель был врачом.
(Статья подготовлена при помощи заведующей научно-методическим отделом ГМИР Ксении Константиновны Чекодановой)
(с) Музеи России