НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Ночной дозор? (Рейксмузей. Rijksmuseum)

2 мая 2007
Рембрантд. Ночной дозор, 1642. Рейксмузей, Амстердам
Франс Хальс. Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана, 1633. Музей Франса Хальса, Харлем
Александр Таратынов и Михаил Дронов. Памятник Ночному дозору, 2004. Амстердам
"Ночной дозор" - это не только роман Сергея Лукьяненко и фильм по его мотивам. В первую очередь, это знаменитая картина Рембрандта. Такое название ей присвоили в 1806 году, когда она была передана в музей. Историческое же название картины - "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема Ван Рейтенбурга". Выполнено полотно было для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии. Ныне творение Рембрандта занимает специальный зал в Рейксмузее в Амстердаме.

К 1642 году, когда Рембрандт получил заказ на создание группового портрета отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока (человека влиятельного и богатого, что впоследствии усугубит ситуацию), он уже был известным, популярным (и высокооплачиваемым) живописцем.

Создавая "Ночной дозор", Рембрандт во всем нарушил канон. Групповой портрет был едва ли не самым распространенным жанром голландской живописи того времени. Мастерски подобные портреты писал, например, знаменитый Франс Хальс. Героям Рембрандта следовало бы предстать пред зрителями, сидящими или стоящими около стола в богатом зале, облаченными в парадные одежды и в более или менее величественных позах. Вместо этого нестройной колонной они следуют по улице.

В центре, в ярких лучах света капитан стрелков, рядом лейтенант Виллем ван Рейтенбурх. Следующие во главе группы, они первыми выступают из-под темных сводов величественной арки на мост, перекинутый через один из многочисленных каналов Амстердама. Мерцающие блики света вспыхивают на оружии и одеждах. Каждый занят делом. Барабанщик бьет в барабан, знаменосец вскидывает знамя, один из стрелков заряжает мушкет. Куда движутся они? Подняты ли они по тревоге или просто направляются на стрельбища?

Нам известны имена 18 стрелков, они начертаны в картуше на своде арки. Но фигур 24. Лица многих персонажей мы толком не можем рассмотреть. Ясности, четкости, простоты свойственных подобным произведениям нет и в помине. Правда, есть любопытная теория: будто Рембрандт поместил в картину портреты лишь тех стрелков, что аккуратно внесли требуемую плату.

Итак, в центре холста и внимания зрителей фигуры капитана и лейтенанта отряда стрелков (хотя это было не всегда так, в XVIII веке полотно было обрезано). Однако, есть еще один персонаж, привлекающей особое внимание. Загадочная то ли девочка, то ли карлица в золотом сиянии волос и драгоценного платья. Некоторые видят в ее лице черты Саскии. К поясу фантасмагорического видения, бегущего сквозь строй стрелков, почему-то привязан петух. Одни исследователи склонны видеть в ней лишь причуду, каприз гения, а другие считают частью великой тайны "Ночного дозора".

Одна из загадок картины была благополучно разрешена в середине прошлого столетия. Освещение, расположение теней, над которыми ломали голову несколько поколений критиков и историков искусства. Ночной дозор оказался дневным. Еще до реставрации, окончательно прояснивший вопрос со временем суток, изображенным Рембрандтом, подобные предположения высказывались. Но расчистка полотна дала необходимые доказательства.

Рембрандт - художник, находившийся постоянно в состоянии творческого поиска. Но заказчикам требовалось не сложное, изысканное произведение, а простой групповой портрет, созданием которых кормилось большинство голландских мастеров этого века. Отношение к заказным работам, как к лаборатории, оттолкнуло заказчиков. А капитан Баннинг Кок и вовсе заявил, что не узнает себя на картине. И обратился к живописцу ван дер Хельсту, желая, чтобы тот поправил дело. Но художник отказался.

Вскоре после истории с портретом гильдии стрелков, нарушившей благополучное течение профессиональной жизни Рембрандта, скончалась его муза и жена Саския. Для художника это событие принесло самые драматические последствия. Но также подтолкнуло Рембрандта к созданию величайших произведений религиозной живописи столетия.

Когда в XIX веке покрытую копотью и пылью картину "открыли", большинство писало о ней как об одном из чудес света. Правда, нашлись и те, кто счел "Ночной дозор" посредственным творением голландского гения. Подобное мнение имели немногие.

Год назад в Голландии появился уникальный памятник - памятник "Ночному дозору". Теперь достаточно попасть на площадь Амстердама, где установлено произведение русских скульпторов Александра Таратынова и Михаила Дронова, для того чтобы стать одним из персонажей знаменитого полотна.

Сайт Рейксмузея (Амстердам): http://www.rijksmuseum.nl

В России произведения Рембрандта можно посмотреть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

О выставке Рембрандта, которая проходила в Москве http://www.museum.ru/N28054

(с) Музеи России

www.museum.ru/N28738
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-79-98, 609-95-20
сайт:www.arts-museum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 16.12.2017  x    ?  


Выставка "Европейский натюрморт"

«Облако, зацепившееся за гору». Персональная выставка Таус Махачевой

Выставка "Увезу тебя я в тундру"

ГУЛАГ. Сказка из страшной были. К 99-летию Александра Солженицына

Выставка "Собачье счастье"

10+7. Хиты коллекции / История показа

Выставка "Главный герой"

Победители 11-ой Премии Кандинского

Выставка к 140-летию Г.С. Габаева в Музее артиллерии

Открытие Выставочного зала Главархива Москвы

Выставка "Спор о бороде"

Выставка Александра Шилова в Ярославском художественном музее

Выставка «Взаимодействие структур» в галерее «На Каширке»

«Зима, и всё опять впервые» в галерее «На Каширке»

Выставка «Агит-прялка. К 100-летию Революции» в Центре Гиляровского

Международный проект «Россия и Финляндия: Динамика противоречий. 1917–1920 гг.»

Выставка «Волхвы пришли» в Музее истории религии

«Умные каникулы» в Бородино

Две выставки в Центре Гиляровского

Фонд открытого хранения «Коллекция западноевропейской живописи»

Выставка «Необъятный Рязанов» в Новом Манеже

Выставка "Мастер и ученик" в Музее истории г. Боровичи

Выставка «Русское Заполярье. Философия географии» в Центральном выставочном зале города Перми

Музеи Кремля покажут документальное кино

Выставка «В борьбе за Красные ворота и Охотный ряд. Пётр Барановский и Москва»

Русский пейзаж. Художники России 1940-2010–х годов

Выставка «Во все времена» в Музее Серебряного века

Атака Дон Кихотов. Дали. Зверев


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru