"Ночной дозор" - это не только роман Сергея Лукьяненко и фильм по его мотивам. В первую очередь, это знаменитая картина Рембрандта. Такое название ей присвоили в 1806 году, когда она была передана в музей. Историческое же название картины - "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема Ван Рейтенбурга". Выполнено полотно было для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии. Ныне творение Рембрандта занимает специальный зал в Рейксмузее в Амстердаме.
К 1642 году, когда Рембрандт получил заказ на создание группового портрета отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока (человека влиятельного и богатого, что впоследствии усугубит ситуацию), он уже был известным, популярным (и высокооплачиваемым) живописцем.
Создавая "Ночной дозор", Рембрандт во всем нарушил канон. Групповой портрет был едва ли не самым распространенным жанром голландской живописи того времени. Мастерски подобные портреты писал, например, знаменитый Франс Хальс. Героям Рембрандта следовало бы предстать пред зрителями, сидящими или стоящими около стола в богатом зале, облаченными в парадные одежды и в более или менее величественных позах. Вместо этого нестройной колонной они следуют по улице.
В центре, в ярких лучах света капитан стрелков, рядом лейтенант Виллем ван Рейтенбурх. Следующие во главе группы, они первыми выступают из-под темных сводов величественной арки на мост, перекинутый через один из многочисленных каналов Амстердама. Мерцающие блики света вспыхивают на оружии и одеждах. Каждый занят делом. Барабанщик бьет в барабан, знаменосец вскидывает знамя, один из стрелков заряжает мушкет. Куда движутся они? Подняты ли они по тревоге или просто направляются на стрельбища?
Нам известны имена 18 стрелков, они начертаны в картуше на своде арки. Но фигур 24. Лица многих персонажей мы толком не можем рассмотреть. Ясности, четкости, простоты свойственных подобным произведениям нет и в помине. Правда, есть любопытная теория: будто Рембрандт поместил в картину портреты лишь тех стрелков, что аккуратно внесли требуемую плату.
Итак, в центре холста и внимания зрителей фигуры капитана и лейтенанта отряда стрелков (хотя это было не всегда так, в XVIII веке полотно было обрезано). Однако, есть еще один персонаж, привлекающей особое внимание. Загадочная то ли девочка, то ли карлица в золотом сиянии волос и драгоценного платья. Некоторые видят в ее лице черты Саскии. К поясу фантасмагорического видения, бегущего сквозь строй стрелков, почему-то привязан петух. Одни исследователи склонны видеть в ней лишь причуду, каприз гения, а другие считают частью великой тайны "Ночного дозора".
Одна из загадок картины была благополучно разрешена в середине прошлого столетия. Освещение, расположение теней, над которыми ломали голову несколько поколений критиков и историков искусства. Ночной дозор оказался дневным. Еще до реставрации, окончательно прояснивший вопрос со временем суток, изображенным Рембрандтом, подобные предположения высказывались. Но расчистка полотна дала необходимые доказательства.
Рембрандт - художник, находившийся постоянно в состоянии творческого поиска. Но заказчикам требовалось не сложное, изысканное произведение, а простой групповой портрет, созданием которых кормилось большинство голландских мастеров этого века. Отношение к заказным работам, как к лаборатории, оттолкнуло заказчиков. А капитан Баннинг Кок и вовсе заявил, что не узнает себя на картине. И обратился к живописцу ван дер Хельсту, желая, чтобы тот поправил дело. Но художник отказался.
Вскоре после истории с портретом гильдии стрелков, нарушившей благополучное течение профессиональной жизни Рембрандта, скончалась его муза и жена Саския. Для художника это событие принесло самые драматические последствия. Но также подтолкнуло Рембрандта к созданию величайших произведений религиозной живописи столетия.
Когда в XIX веке покрытую копотью и пылью картину "открыли", большинство писало о ней как об одном из чудес света. Правда, нашлись и те, кто счел "Ночной дозор" посредственным творением голландского гения. Подобное мнение имели немногие.
Год назад в Голландии появился уникальный памятник - памятник "Ночному дозору". Теперь достаточно попасть на площадь Амстердама, где установлено произведение русских скульпторов Александра Таратынова и Михаила Дронова, для того чтобы стать одним из персонажей знаменитого полотна.
Сайт Рейксмузея (Амстердам): http://www.rijksmuseum.nl
В России произведения Рембрандта можно посмотреть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
О выставке Рембрандта, которая проходила в Москве http://www.museum.ru/N28054
(с) Музеи России