НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Мир классицизма: Жак Луи Давид (Лувр. Louvre)

31 октября 2006
Жак-Луи Давид. Клятва Горациев, 1784. Париж, Лувр
Жак-Луи Давид. Сабинянки, 1799. Париж, Лувр
Жак-Луи Давид. Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1806 года, 1805-1807. Париж, Лувр
Жак-Луи Давид. Портрет мадам Рекамье, 1800. Париж, Лувр
Жак-Луи Давид. Смерть Марата, 1793. Брюссель, Королевский музей изящных искусств
Классицизм его истоки, как и корни барокко, в эпохе Возрождения. Почти два столетия длилось противостояние двух этих стилей. Пока классицизм не одержал победу. В тоже время центром мировой художественной культуры становится Париж. Лидеры классицистической школы - французские художники Никола Пуссен и Клод Лоррен. Лучшая коллекция ее произведений в Лувре (сам музей является свидетельством ранней победы классицизма на французской почве). Среди них и полотна Жака Луи Давида. Появление их провозгласило окончательную победу строгого стиля.

Луи Давид подарил эпохе Просвещения живопись, о которой она мечтала. В мире изящного, насмешливого и легкомысленного рококо он воскресил дух патрицианского Рима. Дени Дидро, философ и один из родоначальников художественной критики, сразу отметил его за это как "живописца с большим вкусом". Молодой художник исполнил желание прославленного энциклопедиста - увидеть живопись строгую и лаконичную, как речь спартанца. Правда, эта мечта не мешала Дидро наслаждаться произведениями Фрагонара и Буше.

Рим уже потерял роль мирового художественного центра, но сохранил свою притягательность для художников. Здесь рождается стиль Давида, здесь он по собственным словам "прозрел". Надо сказать с ранних лет Давид, возможно благодаря учителю Жозефу Мари Вьену, грезил о Риме. Именно это чуть не привело к трагедии. Пропуском в Вечный город (то есть практически в Рай) служила медаль Академии. Давид, естественно, страстно мечтал ее получить. Однако раз за разом будущий глава французской школы живописи проваливался. Хотя самоубийство в определенный момент казалось ему лучшим выходом, он продолжал работать. В пятый раз медаль присуждена ему единогласно. Не юношеские ли мучения побудили Давида впоследствии объявить Академию врагом искусства? Но это будет потом. А пока картина "Скорбь Андромахи" (1783, Лувр; эскиз ГМИИ) делает его одним из ее членов.

Соглашаясь с идеологом неоклассицизма Иоганном Иокимом Винкельманом в том, что "единственный путь для нас стать великими и если возможно неподражаемыми, это - подражание древним", Давид изучает антики и без устали копирует сохранившиеся произведения древних мастеров. К сожалению, образцов живописи почти не сохранилось. И неоклассицисты, вслед за Давидом, нередко предпочитают натурщикам статуи. Дабы передать подлинный облик и дух эллинов и римлян.

В 1784 году он выставляет картину, которая делает 36 летнего живописца лидером национальной школы и ставшую величайшим творением неоклассицизма. "Клятва Горациев" - историческая драма о героизме, долге и любви. Давид запечатлел лишь первый ее акт. Современникам художника дальнейшее развитие событий было хорошо известно. Три юноши, три брата дают отцу торжественную клятву сражаться за свободу Рима до конца перед поединком с тремя братьями Куриациями, что должен был завершить войну между Римской республикой и городом Альба - Лонги. Двое сыновей Публия Горация погибнут. Третий сразит противников. Но из любви к родине он готов не только пожертвовать своей жизнью, но и жизнью близких. Вернувшись, он узнает - одна из его сестер Камилла, некогда помолвленная с одним из Куриациев, оплакивает врага своего народа. Несчастная, ценившая личное чувство выше патриотического долга, погибает от рук брата. И, благодаря отцу, поступок юноши был оправдан. За 5 лет до революции Париж рукоплещет картине пропагандирующей ее страшную логику. Позднее это полотно, как и картину "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей" (1789, Лувр), назовут "вестниками революции".

Революцию Давид не просто приветствовал. Он был одним из активных ее участников. Член клуба якобинцев и депутат Конвента. Революция дала ему почувствовать себя героем одной из своих картин, чей героизм, мужество, патриотизм он воспевал.

И во время Революции, и позднее в эпоху Империи Наполеона Рим, а следовательно и неоклассицизм были модны. Давид же оставался первым живописцем Франции. Этот титул ему 1804 году пожаловал Бонапарт. А в 1806 году Давид запечатлел церемонию коронации императора Наполеона I и его жены императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1806 года (1806-1807, Лувр).

Переворот 9 термидора живописец, в отличие от многих других сторонников Робеспьера, пережил, отделавшись полугодовым заключением в Люксембургском замке. Здесь он начинает работу над новым грандиозным историческим полотном "Сабинянки" (1799, Лувр). Работая над ним, художник "стремился с такой точностью передать античные нравы, чтобы греки и римляне, увидев мое произведение, не сочли меня чужим", но в результате и этот холст, и оконченный в 1814 году "Леонид в Фермопилах" (Лувр) значительно уступают по выразительности его ранним произведениям.

Давид был не только великим историческим живописцем, но и известным портретистом. И в портретах он также старался следовать классическим образцам. Вершиной классицистического портрета можно смело назвать изображение мадам Рекамье, созданное художником в 1800 году. Сегодня, соглашаясь с мнением художника, в нем видят воплощение идеала античной (и не только античной) женской красоты. Но, увы, строгость, лаконичность, принесшие успех его первым историческим работам не обрадовали заказчицу. Портрет она отвергла.

В Лувре www.louvre.fr хранится большинство произведений Луи Давида. Однако самое известное и, возможно, лучшие из них - "Смерть Марата" (1793) находится в коллекции брюссельского Королевского музея изящных искусств www.fine-arts-museum.be

(с) Музеи России

Дополнительно о Лувре http://www.museum.ru/N26102

"Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Лувр http://www.museum.ru/n26824

www.museum.ru/N28737
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 20.09.2019  x    ?  


Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  

IP-68.ru - купить пыле- водонепроницаемые телефоны от Land Rover, North Face.



при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru