НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Театр смерти. Колизей (Colosseum)

1 апреля 2007
Колизей, 69 - 96 гг. н. э.
Жан - Леон Жером. Большие пальцы вниз или смерть гладиатора
Рим. Колизей, 69 - 90 гг. н. э.
Лоуренс Альма - Тадема. Колизей
Пока стоит Колизей, будет стоять и Рим, исчезнет Колизей - исчезнет Рим, а вместе с ним весь мир. Так говорили древние. Почти 2 тысячи лет назад в долине между римскими холмами Эсквилином, Целием и Палатином появилась каменная чаша цирка. Амфитеатр Флавиев, Колизей, символ и свидетель былого могущества Рима. Первый превратился величественные и живописные руины, отполированные ветрами и временем, а Римская Империя историей. Однако, несмотря на это, и сегодня, цитируя поэта Марциала, "сооружения все перед цезарским амфитеатром меркнут, и только его пусть величает молва".

Колизей не всегда назывался "Колизеем". Лишь в VIII веке за ним утвердилось это имя. Более того, существует две версии его происхождения. Одни ученые считают, что своим названием знаменитый амфитеатр обязан своим размерам. Другие утверждают, что колоссу, гигантской статуи Нерона, воздвигнутой императором в честь самого себя.

"Panem et circenses!" - "Хлеба и зрелищ!" - знаменитый лозунг римской толпы. Именно этого народ требовал от государства. И от республиканского сената, и от цезарей. И, если с первым случались перебои, то со вторым никогда. Хлеб и зрелища - два условия возможности существования величайшего государства Античности. Ведь представления, разыгрываемые на аренах цирков - дар римлян богам. И дар обожествляемого императора своим подданным. Греки, предшественники римлян на троне властителей Античного мира, предпочитали театральные представления и спортивные игры, то римляне жаждали иных спектаклей. Более острых и кровавых. Гладиаторские бои - вот их излюбленное шоу.

Зрелища - это цирк. В каждом городе Рима была арена. И, конечно, самая большая, самая богатая, самая-самая по всем параметрам - в столице. Колизей стал символом Вечного города. Символом славы империи. Здесь воины и звери сражались на потеху толпе. Хотя порой на арене можно было видеть и императора. Например, эксцентричный правитель Рима император Коммодус периодически участвовал в представлениях, наслаждаясь "ролями" легендарных героев.

Строительство амфитеатра начал первый император династии Флавиев, Веспасиан - военачальник, выигравший битву за трон после смерти Нерона. Открыт амфитеатр был менее чем через 10 лет после начала строительства (хотя работы по его благоустройству и отделке продолжались еще четверть века), но уже другим императором, Титом сыном Веспасиана. Произошло памятное событие в 80 году нашей эры. Сто дней Рим праздновал открытие Колизея. Гладиаторские бои, реконструкции великих битв прошлого, гонки на колесницах.

История не сохранила имени архитектора, воздвигшего его величественные стены - три яруса аркад, некогда украшенных статуями, венчаемых аттиком. Все ордера известные зодчим того времени. Сначала тосканский самый простой и скромный. Затем ионический самый изысканный. Третий коринфский самый богатый. В том же ордере выполнены пилястры последнего яруса. Дабы представить его масштаб достаточно сказать, что единовременно его трибуны могли вместить до 50 000 зрителей (это по современным оценкам - ученые начала ХХ века писали о 90 000 зрителей).

В руины Колизей стал превращаться VIII веке (гладиаторские бои к тому времени здесь не проводились уже около 4 столетий), когда один кардинал, племянник Папы, использовал камень Колизея для постройки собственного дворца. К счастью, Павел III ограничил деятельность племянника по разбору памятника Античности на стройматериалы 12 часами. Папы эпохи Возрождения были менее милостивы к Колизею. Лишь в XVIII столетии его стали охранять и сохранять. Современные власти Италии проводят в амфитеатре масштабные реставрационные работы, мечтая со временем превратить его в театральную сцену.

Сайт римского амфитеатра: http://www.the-colosseum.net

Амфитеатр Арена в Хорватии, который сохранился лучше Колизея http://www.museum.ru/N28080

(с) Музеи России

www.museum.ru/N28736
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 23.09.2018  x    ?  


Стекло, которым любовались. Шедевры XVI–XX веков в собрании Государственного Эрмитажа

Выставка на Арбате, посвященная 125-летию со дня рождения Алексея Лосева

Лекция из цикла «Россия. 1918. Поступь революции» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Выставка памяти Н.Ф. Зыкова в Музейном центре "Гамаюн"

Искусный властитель: император Александр I

Выставка художественного текстиля в Музейном центре "Гамаюн"

Презентация книги Анатолия Бергера «Избранное» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Планшетная выставка "Гений сцены", посвященная творчеству Михаила Барышникова

Презентация книги стихов Мариуса Торреса в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Малый формат большой истории

Выставка «Философия корейской культуры в пространстве современного искусства»

Шедевры из Эрмитажа – от Моне до Малевича - на выставке в Сиднее, Австралия

Выставка Игоря Вулоха "Вспоминая Игоря Вулоха" в галерее "Файн Арт"

«Вместе» в Городском выставочном зале Петрозаводска

Выставка «Раскрасьте мысли в цвета заката…» в Музее Серебряного века

Презентация нового перевода на датский язык романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

Фестиваль науки в Дарвиновском: говорящий череп, 3D-тур в пещеру неандертальца и другие приключения

Юбилейная выставка Татьяны Евгеньевны Ивановой

Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре» оказалась в Париже впервые за 50 лет

Выставка к 100-летию С.И. Сафронова в Саратовском областном музее краеведения

Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа на выставке в Курске

Выставка «Мальцовское прейскурантное стекло» в Музее хрусталя им. Мальцовых

«Гигантомахия». Выставочный проект Владимира Анзельма

Выставка «Новые поступления. Графика, живопись, скульптура» в музейном центре «Палаты»

Зазеркалье Усова

Презентация книги «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания»

Выставка произведений Раисы Лебедевой. Живопись

Презентация книги «Тайны сценического языка испанского классического театра» Видаса Силюнаса

Выставка "Михаил Мамонтов. Забытый художник"

Курсистка - имя нарицательное. К 140-летнему юбилею высшего женского образования в России


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru