В Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева вновь открывается выставка "Высотные здания Москвы. 1935—1950. Вавилонская башня коммунизма" с 18 октября по 3 декабря 2006 г. в Анфиладе Главного здания.
Можно ли найти образ Москвы ХХ века и не вспомнить о высотках?
Дело не только в том, что семь высотных зданий, созданных в конце 1940-х годов как опорная система вертикальных, доминант организует и удерживает все городское пространство. Это центральные здания города, которые преобладают по массе, архитектурному силуэту и вертикальным габаритам, формируя панорамные виды Москвы. Строительство высоток стало градостроительной акцией, оказавшей значительное влияние на всю советскую архитектуру конца 40-х — начала 50-х годов. С ними связаны идеологические и архитектурные амбиции нескольких поколений, превратившие эти архитектурные сооружения в яркий, многозначный феномен.
На выставке показаны эскизы и чертежи, конкурсные предложения, неосуществленные – альтернативные проекты, окончательные варианты всех высотных зданий 1930—1950-х годов, которые хранятся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Часть из них, такие, как Университет на Ленинских горах, выполненный в мастерской Б. Иофана, демонстрируется впервые.
Многочисленные смыслы, заложенные самой идеей возникновения этих зданий, породили легенды, неизбежные при осуществлении крупнейшего архитектурного госзаказа сталинской эпохи. На основе существующего графического материала показаны этапы реализации замысла в целом, восстановлены исторические подробности возведения высотных зданий.
Согласно постановлению № 53 Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» (1947 г.) одним из отправных пунктов в проектировании должна была стать архитектурно-композиционная «увязка» высоток с исторически сложившейся архитектурой города. В этой связи интересна выбивавшаяся из общего русла позиция Главного Управления охраны памятников архитектуры, расценившего сам факт постановки многоэтажных зданий в непосредственной близости от уникальных памятников Кремля и Китай-города, а также Швивой горки в районе Котельнической набережной, как покушение на историческую основу города. Позиция эта не была принята во внимание. Два других требования – связь высотных зданий с силуэтом будущего Дворца Советов и принципиальное отличие московских сооружений от заграничных многоэтажных аналогов — получили развитие и интерпретацию в истории проектирования Дворца Советов мастерской Б. Иофана. В то время, как образ будущего Дворца Советов, став едва ли не центральным мифом послевоенного советского градостроительства, распространялся по стране, работа над проектом значительно затормозилась. Иофан был отстранен от работы над высотным зданием на Ленинских горах в связи с обвинениями в «творческом спаде» под влиянием «упадочной западной архитектуры», а проект здания МГУ был передан для разработки бригаде архитектора Л. Руднева. Не менее трагические истории связаны и со зданием МИД (архитектор М. Минкус), которое подверглось значительной перестройке на последнем этапе строительства, и с высотным зданием в Зарядье (архитектор Д. Чечулин), разобранным в начале возведения.
Появление идеологически-смыслового центра Москвы — Дворца Советов в 1933 году, изменило инструменты и цели работы архитекторов. Если на старых (средневековых) картах основными символами, с помощью которых обозначался город, были городская стена и «дом» («двор»), то градостроительный проект ХХ столетия превратился, прежде всего, в сеть транспортных коммуникаций, разомкнутых вовне города. Если старый город развивался по принципу уплотнения (внутри стен и колец бульваров), то Москва 1930-х годов, напротив, все более разуплотнялась: чем дальше от центра, тем более разрежена городская среда. Образно говоря, если прежний город можно уподобить «телу», определяющемуся оболочкой и неким плотным вещественным наполнением, то новый город подобен «взрыву» по своей динамичной, вовне направленной организации. Эпицентром такого «взрыва» для Москвы стал Дворец Советов.
Как правило, мы привыкаем к тому, что нас окружает, критикуем, оцениваем, дробя все больше и больше то, что называется городским пространством — Москвой. Сегодня никто не оспаривает значения архитектурного ансамбля высотных зданий Москвы в структуре города. Однако, взгляд сторонних наблюдателей возвращает нас к пониманию того, что каждое из семи сооружений является самоценным памятником архитектуры, которое нуждается в реставрации не только фасадов — внешнего облика, но и внутреннего пространства — планировки и декора интерьеров. Всестороннее сохранение высотных зданий Москвы становится актуальным сегодня, когда первая из высоток — гостиница «Украина» — продана частным владельцам.
Экспозиция выставки была показана в Брюсселе в рамках фестиваля «Европалия» с 25 ноября по 19 февраля 2006 года.
Ирина Чепкунова