Выставка "Путь к мастерству: Европейское и русское искусство XV - начала XX века" из фондов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств является одним из мероприятий, посвященных 250-летию Российской Академии художеств.
В русском разделе - учебные работы воспитанников Императорской Академии художеств XVIII - начала XX в. Рисунки, живописные и скульптурные этюды и эскизы, программы; архитектурные проекты, удостоенные различных награждений, свидетельствуют о высоких достижениях художественной школы.
Русская живопись представлена учебными этюдами, эскизами, программами академистов второй половины XIX века, получивших на экзаменах высокие номера, премии, серебряные и золотые медали. Помимо картины "Воскрешение дочери Иаира" В. Д. Поленова, удостоенного в 1871 г. за исполнение этой программы большой золотой медали, звания художника и пенсионерской поездки за границу для усовершенствования в живописи, показаны эскизы композиций Н. Т. Малышева ("Три отрока в пещи огненной", малая серебряная поощрительная медаль 1879г.), В. П. Павлова ("Иосифа продают братья купцам измаильтянам", 1 премия, 1891г.), Н. И. Чичелева ("Моисей источает воду из скалы" и "Встреча Соломона с царицей Савской" 1886 г.).
В натурных постановках прослеживается переход от использования классических условных локальных цветов к осветлению палитры - следствие работы на плэнере, а также к большей естественности поз, жестов, композиции.
Европейское искусство XV-XIX вв. дает представление о некогда очень богатой академической коллекции. История Музея Академии художеств в 1920-1930-х гг. сложилась очень драматично. Вследствие упразднения, проведенного по инициативе учебного заведения (института, возникшего вместо Высшего художественного училища при Академии художеств), музей потерял наиболее ценную часть своего собрания, переданного в Эрмитаж, Русский музей и др. государственные собрания. На выставке показаны немногочисленные картины, рисунки и скульптуры из исторической коллекции Музея Императорской Академии художеств. Имена Г. Ладзарини Э. Вербукховена, Г. - Ф. Ругендаса часто упоминались в дореволюционных каталогах Музея, однако экспонируемые на выставке картины ("Софонисба принимает яд" Г. Ладзарини, "После сражения (Поле сражения)" Г. Ф. Ругендаса, "Овцы" Э. Вербукховена ) поступили гораздо позднее, в том числе через Государственный музейный фонд, из национализированных частных собраний (как, например "Обручение св. Екатерины" предположительно отца и учителя знаменитого Рафаэля, происходившее из собрания князя Орбелиани).
В ходе научной работы сотрудников и реставраторов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств был сделан целый ряд значительных открытий: атрибутированы картины "Панно с вазой, собакой и зайцем" (1755г.) - члена Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, главного инспектора мануфактуры Гобеленов французского мастера Ж. - Б. Удри; "Мадонна с младенцем Иисусом, Иоанном Крестителем и апостолом Петром" ученика Джованни Беллини - Джироламо Мочетто.
К произведениям исторической академической коллекции относятся полотна "Минерва избивает гигантов" Луки Джордано, "Альдобрандинская свадьба" неизвестного художника итальянской школы начала XVIII в. (копия с настенной античной росписи, подарена Академии художеств Д. С. Бортнянским в 1805 г.), а также отреставрированное к выставке полотно А. Кауфман "Узнанный Ахиллес" 1789 г. - парное к хранящейся в Музее картине "Спящий младенец Сервий Туллий". Обе были заказаны знаменитой художнице Екатериной II.
Из коллекции кавалера А. Фарсетти, поднесенной им Российскому престолу и в начале XIX века пополнившей собрание Академии художеств, экспонируются небольшие барельефы из терракоты итальянских ваятелей эпохи барокко.
От президента Императорской Академии художеств И. И. Бецкого в 1769 г. в Академию поступило великолепное собрание рисунков Ж.- Б. Греза - на выставке показано несколько листов французского мастера, от прежде большой коллекции которого (около 240 рисунков) осталось лишь более 30.
Из прекрасной коллекции картин графа Н. А. Кушелева-Безбородко, завещанной им Академии в 1862 г., экспонируются ранее не выставлявшиеся работы - фламандца Я. ван Блумена "Переход реки со стадом"; "Сражение" Х. Л. Левенстерна, "Распятие" неизвестного итальянского художника XVII в., "Поклонение пастухов" - копия с оригинала Б.-Э. Мурильо неизвестного европейского мастера XVIII столетия.
Все вышеперечисленные произведения художников различных европейских школ служили в Академии художеств образцами, формировавшими эстетический вкус воспитанников.
В.Т. Богдан