Поколения русских царей рода Романовых, и их предшественников обретали вечный покой за белокаменными стенами Архангельского собора Кремля. Рядом, в соборе Вознесенского монастыря покоился прах великих княжон и цариц. В ту эпоху хоронить их рядом с мужьями было не принято. Традиции эти, как впрочем, многие традиции и обычаи Московского царства, прервались в правление Петра I. Отныне фамильной усыпальницей стал храм в сердце новой столице, в крепости, давшей ей имя. В соборе, посвященном Святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу.
28 сентября 2006 года в соборе на Заячьем острове появилось новое и, по всей видимости, последнее захоронение. Белый саркофаг каррарского мрамора скрыл прах матери последнего русского императора Марии Федоровны. София Фредерика Дагмар, датская принцесса, ставшая в 1866 году женой наследника русского престола, будущего Александра III. Она прожила в России 53 года. Церемония перезахоронения ее праха - событие, ставшее последним актом драмы лета 1998 года, когда в Екатерининском пределе собора были похоронены останки Николая II и членов его семьи. Революция заставила вдовствующую императрицу покинуть берега России, ставшие опасными для нее. Но она желала вернуться. Даже после смерти и завещала похоронить себя подле мужа, в России. Спустя 78 лет в присутствии наследника датского престола и потомков русской императорской фамилии последняя воля царицы была исполнена.
Впервые о возможности перенесения праха Марии Федоровны из Дании в Россию заговорили в 1993 году. Вскоре после обрушения советской власти. Тогда осуществить этот проект не удалось. Но и сегодняшнему событию предшествовали 2 года дипломатических переговоров. В результате прах принцессы Дагмар покинул собор Богоматери в Роскиле (в свою очередь с XIV столетия являющегося местом последнего земного пристанища датских королей и королев) и торжественно прибыл в Санкт-Петербург, где Мария Федоровна заняла место в семейной усыпальнице своего супруга, рядом с ним.
В первые дни могилу Марии Федоровны можно было узнать по венкам и букетам цветов почти полностью скрывших очертания саркофага. Теперь белое надгробие итальянского мрамора с золоченым крестом не отличить от его соседей. Лишь надгробные памятники установленные ее мужем Александром III над могилами его родителей, императора Александра II и императрицы Марии Александровны иные. Однако так было не всегда. Именно царь-реформатор преобразовал внешний облик императорского некрополя.
Петропавловский собор - доминанта города и его символ. Вернее его колокольня, которая по распоряжению царя была окончена первой. За несколько лет до освещения собора. Кажется, это сооружение ценилось им превыше всех остальных зданий его новой столицы. По-видимому, и для архитектора собор, если и не любимым, то одним из любимых творений. Одна из первых церквей России выстроенная согласно западноевропейским традициям. Заложен храм был 30 мая 1712 . Освещен 29 июня 1733 года. Он строился, как будущая усыпальница царей (кстати, первые экскурсии по императорскому некрополю состоялись еще на рубеже XIX - ХХ веков). Однако ко дню смерти Петра окончен не был. Пришлось Доменико Трезини или Андрею Петровичу Трезину, так русифицировал свое имя итальянский мастер, среди недовведенных стен церкви строить временную, деревянную.
В первой половине XVIII столетия надгробия мастера создавали из белого алебастрового камня. Во второй половине столетия, когда собор реставрировался и перестраивался после метко попадания молнии в колокольню, их заменили на новые, из серого карельского мрамора. Только в середине XIX века появились первые надгробия из каррарского мрамора. Вскоре все памятники ввиду плохой сохранности по распоряжению Александра II были заменены. Сделаны они были по образцу этих, последних памятников, как и надгробие для могилы Марии Федоровны.
(с) Музеи России