6 сентября в Рафаэлевском зале музея Российской академии художеств в 15.00 открывается фотовыставка Юрия Холдина "Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, Х1V-XV вв.".
В основе выставки - оригинальные фотографические произведения, раскрывающие особенности архитектуры Ферапонтова монастыря, его природного и социального контекста, пространство собора Рождества Богородицы с сюжетами фресок великого русского иконописца второй половины ХV века Дионисия. Современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, он вместе с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым олицетворяет Золотой века иконописи на Руси (Х1V-XV вв.). Большой цикл росписей (около 700 кв. м.) Ферапонтова монастыря, расположенного в 570 километрах к северу от Москвы, занесен в список всемирно культурного наследия ЮНЕСКО, включен в Государственный свод особо ценных объектов народов России.
Фотохудожник Юрий Холдин заново переосмыслил роль фотографии в раскрытии духовно-пластического космоса религиозного искусства. Отказавшись от утилитарных по своей сути методов "фотофиксации" и "оцифровывания", как несостоятельных для передачи пространственной фресковой иконописи, работая в области искусства фотографии и следуя принципу "осмысленного показа", он своими произведениями дает возможность увидеть трехмерное архитектурное пространство, свет, цвет, фактуру, создает целостный образ как отдельной фресковой композиции, или "пейзажа стены", так и всего собора. В его работах помимо трехмерно пространства раскрыты и сохранены каноничность, обратная перспектива, светоносность образов - так называемое четвертое измерение. С целью передачи световоздушной среды и светоносности фресок съемка в храме производится не ночью, как до сих пор общепринято, а днем. При этом выдерживаются ровная, однородная освещенность, постоянная колоритмия, правильный баланс цвета. Выставка, как результат творчества современного художника, осмыслившего, в том числе, тему древнерусского искусства, дают недостижимую без специального оборудования возможность увидеть фрески с сохранением пропорций так, как их видел сам Дионисий. Более того, достигнуто качество "удвоения", создано новое художественное пространство - пространство "искусства в искусстве".
Выставка поразительна именно тем, что открывает возможность диалога с фресками для каждого зрителя. Первое, что поражает в экспозиции, - тщание и уважительное внимание, с которым представлен практически каждый персонаж настенной росписи. Библейские праотцы, святые и мученики получают свои фотографические образы как минимум в двух вариантах. Первый - позволяющие увидеть их в контексте пространства, второй - крупный план, открывающий индивидуальную выразительность взгляда и облика, запечатленную древним мастером и донесенную современным.
Зритель словно соверщает паломничество к Святым местам России, погружается в атмосферу собора Рождества Богородицы, пронизанного светом цветного трехмерного пространства. Он видит свет, воздух, изображения на общих и крупных планах и даже ощущает фактуру фресок, мазок мастера. В обычной обстановке, без специального оборудования, за время, отведенное для обозрения в соборе (10-15 мин.), детально рассмотреть сотни композиций художника, расположенных в сложном пространстве средневекового храма и на большой высоте, практически невозможно. Отныне мы получаем возможность увидеть фрески так, как их видел сам Дионисий.
Особо важно то, что подобные работы имеют изобразительную самоценность и могут достойно представлять пласт древнерусской культуры на мировом уровне.
Выставка продлится до 1 октября 2006 года. Пресс-конференция - в 14.00 Открытие выставки - в 15.00 Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N27551