11 августа в 15 часов в Парадных залах Академии художеств открывается традиционная ежегодная выставка дипломных работ выпускников Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Свыше 255 экспонатов демонстрируют успехи 61 молодого художника, окончивших в этом году живописный, скульптурный, архитектурный и графический факультеты старейшего в стране ВУЗа искусств.
С одной стороны, дипломные работы выполняются еще в рамках учебной программы, являются ее итогом, и в этом смысле они призваны продемонстрировать те профессиональные качества и навыки, которыми авторы сумели овладеть на протяжении 6 лет обучения в институте. С другой стороны, диплом - это первый серьезный опыт самостоятельного решения творческих задач. И в этом своем качестве представленные на выставке произведения позволяют судить об особенностях мировосприятия молодых художников, их человеческом опыте, зрелости, о выразительности и самобытности их изобразительного языка.
Разнообразием тем и сюжетов отличаются произведения выпускников станковых мастерских живописного факультета. Представленные выпускниками работы отличаются серьезностью подхода и глубиной мысли. Картина М. Симаненкова "Фронтовой госпиталь" (мастерская проф. В.В. Соколова) отражает тему Великой Отечественной войны.
Сформировавшаяся система художественного образования в Академии художеств позволяет получить различные специальности: художника-реставратора, художника театра и мастера церковно-исторической живописи.
Среди выпускников театрально-декорационной мастерской под руководством проф. Э.С. Кочергина Государственная Аттестационная Комиссия отметила студента А. Лаушкина, представившего эскизы декораций и костюмов к опере Дж. Гершвина "Порги и Бесс".
Наконец, особый, хотя и небольшой раздел выставки, демонстрирует дипломные работы отделения реставрации, руководимого профессором М.М. Девятовым. Помимо планшетов фотодокументации об этапах реставрации произведения, представлены также копии с картин и икон. Эта часть экспозиции, пожалуй, наиболее сложна для восприятия в силу определенной профессиональной специфики работы реставраторов. Однако, посетители выставки дипломов всегда с большим интересом изучают планшеты фотодокументации, шаг за шагом раскрывающие процесс возрождения какого-нибудь музейного сокровища (сами картины и иконы после защиты немедленно возвращаются владельцам и на дипломной выставке они не экспонируются), а копии с классических произведений русской и западно-европейской живописи, составляющие вторую часть дипломного задания выпускника-реставратора, оказываются хорошим поводом проверить уровень своих знаний в изобразительном искусстве. Выпускники этой мастерской вместе с дипломом получают т.н. "категорию" - первое свидетельство профессионального мастерства. А. Максимова, выполнявшая копию с "Мадонны с младенцем" мастера женских полуфигур получила похвалу Государственной Аттестационной Комиссии.
Ежегодно мастерская церковно-исторической живописи под руководством проф. А.К. Крылова представляет интересные проекты росписей храмов. Дипломы В. Шабалина "Сошествие Святого Духа" (эскиз росписи купола храма Рождества Христова в г. Приозерске) и А. Козлова "Вознесение" (эскиз росписи для храма Спаса Преображения в деревне Черны Новгородской области) получили похвалу Государственной Аттестационной Комиссии.
В экспозиции монументальной живописи (мастерская проф. А.А. Мыльникова), как всегда развернутой в самом помещении мастерской, представлены все семь дипломов этого года. Успех работы в этом роде живописи определяется не только качеством самой композиции, но и ее связью с интерьером, хорошим выбором техники исполнения. Наиболее удачными во всех отношениях дипломами в нынешнем выпуске представляют работы А. Головина "Возвращение Одиссея", А. Фоминых Любовь. Музыка. Грация. Античные аллегории (эскиз гобелена для Дома архитекторов в Санкт-Петербурге), Г. Гукасова "Казачий круг", Е. Грачевой Тишина. Развернутая в самом помещении мастерской, экспозиция монументалистов интересна еще и тем, что в ней показаны и подготовительные, и завершающие этапы работы - этюды, варианты композиции и колористического решения, проекты размещения живописи в интерьере, а также фрагменты в материале.
Как всегда достойно представил своих учеников графический факультет, в составе которого две мастерские: станковая (руководитель проф. М.М. Герасимов) и книжная (руководитель проф. А.А. Пахомов). Дипломные работы их учеников интересны поисками новых графических приемов, оригинальностью подхода к выбору тем и их трактовке. Среди лучших можно назвать работы Т. Дегтяревой серия цветных офортов "Торжок", О. Фадеевой иллюстрации и оформление книги Р. Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе", М. Соколовой иллюстрации и оформление книги А. Линдгрен "Ронья - дочь разбойника".
Круг интересов будущих зодчих также очень широк. Это и проекты застройки жилых кварталов, и торгово-развлекательные комплексы, и ландшафтная архитектура. Особо хотелось бы отметить проект Санкт-Петербургского информационного центра, выполненный А. Берзингом (руководитель проф. В.О. Ухов), Библиотеки искусство в Санкт-Петербурге И. Григорьева (руководитель проф. О. Харченко), Спортивно-развлекательный центра Приморского района Санкт-Петербурга В. Жуковой (руководитель проф. А.В. Жук).
Работы скульптурно факультета представлены в фотографиях. Их отличает необычайное разнообразие тем и сюжетов: Я. Анцулевич "Стипль-чез" (мастерская проф. А.С. Чаркина).
Выставка дипломных работ в Музее Академии художеств превратилась в экзамен всей художественной школы. Именно с диплома публика открывает новое имя. Для самого выпускника эта работа - первый шаг в его художественной биографии.
Выставка продлится до конца августа.