Оплавляются свечи на старинный паркет. В Уфе прошел вечер, посвященный 150-летию Государственной Третьяковской Галерее
19 июля романсом Владимира Высоцкого "Оплавляются свечи..." в исполнении Аллы Ниценко начался вечер "Третьяковской галерее - дар бесценный" в гостиной Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова в Уфе. Музей встречал гостей бесчисленным количеством букетов из цветов собственного сада. Они украшали гостиную, и литературную часть, где была развернута передвижная выставка о М.В.Нестерове и П.М.Третьякове, и трапезную, где кипели самовары. Встречала гостей радушная хозяйка - старший научный сотрудник музея Татьяна Петрова. Ее стараниями была подготовлена выставка, давшая название вечеру и изящная программка, эпиграфом к которой стали строки нестеровского письма к родным: "Давнишней мечтой моей было, чтобы все картины "из жизни преподобного Сергия" были в Москве и в галерее".
Встреча началась с разговора о литературном наследии Нестерова - мемуарах, очерках, письмах как источнике сведений о непростых взаимоотношениях между ним и П.М.Третьяковым, не купившим после приобретения "Видения отроку Варфоломею" ни одной картины художника. О значении "Радонежского" цикла в творчестве Нестерова и его решении передать основные картины цикла в дар П.М.Третьякову, который принял дар и неоднократно благодарил "за сочувствие к делу".
Зашел разговор и об удивительной роли Сергиевской церкви в Уфе в личной судьбе и творчестве Нестерова. О неоглядных синих далях, открывающихся взору с исторического холма, на котором стоит эта церковь вот уже четыре века. Мир покоя, чувство гармоничного сосуществования человека и природы несет в себе расстилающийся вокруг церкви ландшафт. Это место выбрали стрельцы, прибывшие в Башкирию после ее добровольного вхождения в состав Российского государства. Некогда там располагался Уфимский Кремль, а пересыхающая ныне Сутолока, протекающая возле церкви, была полноводной рекой. Трижды горела церковь, и трижды возрождалась она из пепла усердием горожан - в последний раз в 1868 году, когда Мише Нестерову было шесть лет и он мог слышать разговоры взрослых об этом событии.
В городе к тому времени было уже несколько больших каменных храмов, но Сергиевскую церковь вновь и вновь возводили деревянной, скромной - и это спасло ее от осквернения в годы Советской власти, когда все храмы республики были закрыты. В настоящее время (более семидесяти лет) церковь выполняет функции кафедрального собора.
О сегодняшнем дне Третьяковской галереи и юбилейных мероприятиях рассказала Нелли Назмутдинова, которая недавно вернулась из Москвы. Побывала она и на могиле М.В.Нестерова на Новодевичьем кладбище вместе с его внучками Марией Ивановной и Татьяной Ивановной Титовыми.
Доктор искусствоведения Альмира Гайнулловна Янбухтина поделилась воспоминаниями об искусствоведе Людмиле Васильевне Казанской и ее заслуге в том, что в 1954 году Башкирскому государственному художественному музею было присвоено имя М.В.Нестерова.
Краевед Валентина Александровна Воеводина рассказала о взаимоотношениях художника с императорской семьей и показала редкую репродукцию картины "Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышней Марией Ильиничной Милославской" написанную по заказу из Кяхты в1886 году. В главной героине картины Нестеров воспроизвел облик умершей жены Марии Ивановны, которую в ту пору постоянно писал и рисовал, испытывая, как он позднее напишет, "горько-сладкое" чувство обретения возлюбленной в искусстве.
Краевед Анатолий Чечуха приоткрыл завесу над таинственной жизнью уфимских коллекционеров, благодаря которым сохранились портреты середины 19 века кисти Матвея Тимашевского, о котором, как о первом профессиональном художнике Уфы, писал в своих воспоминаниях Нестеров.
О нестеровских мозаиках в храме Воскресения "на крови" рассказала гостья из Санкт - Петербурга, художница Васелена Крюкова.
В прошлом году научный сотрудник Государственного Русского музея Павел Юрьевич Климов передал в дар нестеровскому движению Уфы свою книгу "Михаил Нестеров", вышедшую в Москве в издательстве "АРТ - РОДНИК" в 2004 году. Гости вечера с большим удовольствием познакомились с этим изданием, тем более что там воспроизведен триптих "Труды Преподобного Сергия". К слову, это был первый триптих в русском искусстве, и сам художник назвал его на церковный манер "складень".
Постепенно в разговор включались и остальные гости вечера - юбилей Третьяковской галереи никого не оставила равнодушным. С новой силой он был продолжен в трапезной, где гости засиделись допоздна. Провожал их верный страж Аксаковского музея, бессменный "ночной директор" Фарит.
Светлана Соболевская, искусствовед
Дополнительно см. http://www.museum.ru/N27537