Выставка лоскутных работ Ларисы Дергачёвой. (Санкт-Петербург) При участии: Ирины Костыревой, Ольги Кудиновой, Марии Скурской, Галины Эвальд.
Лоскутное шитьё - подобно самой жизни. Лоскуток к лоскутку вплетаются в неё разные эпизоды человеческого бытия, радостные и печальные, значимые и мимолётные. Как история рода "скроена" из отдельных человеческих судеб, так порой бабушкино лоскутное одеяло сотворено из старых одежд: материнского сарафана, отцовской рубашки, детских платьиц.
Выставка "Шитьё - бытьё", открывшаяся в Городском выставочном зале Петрозаводска в разгар лета, - яркий пример профессионального владения искусством лоскутного шитья Петербургской мастерицы Ларисы Дергачёвой (р.1960). Её "ситцевые сказки" на выставке дополняются работами её коллег - Петербургских кукольниц и мастериц лоскутного шитья. Среди них: панно Марии Скурской (р.1945), лоскутницы с 30-летним стажем; авторские сумки и куклы Ольги Кудиновой (р.1960), сшитые вручную панно Галины Эвальд (р.1935), а также замечательные куклы Ирины Костыревой (р.1937), целые коллекции чьих произведений хранятся в Японии, Германии, США.
Впервые лоскутным шитьем Лариса Дергачева заинтересовалась, когда задумалась об украшении детского уголка своей дочери. Тогда она начала с обыкновенной текстильной аппликации. Со временем увлечение перешло в серьезные занятия, и теперь Лариса создает уникальные настенные панно и покрывала, площадь которых достигает 25 квадратных метров. Ее работы можно увидеть на выставках в Швеции, Норвегии, США, хранятся они и в частных коллекциях,
Однако главное достоинство изделий мастерицы не в большом размере. Для Ларисы главное - работа с цветом. Часто в ее произведениях свет рассеивается от центра, что создает впечатление яркой цветной вспышки света, как будто на покрывало упал солнечный луч. Названия панно говорят сами за себя: "Праздник", "Яблочный сад", "Комета Моцарта".
Лариса не любит работать в одной гамме и использовать традиционную форму лоскутов - квадратных или треугольных. Для ее работ характерно плотное наполнение цветом, никакой скуки, все насыщенное, разнообразное, но композиция всегда ясна и продуманна.
"Я специально не смотрю журналы, посвященные квилту и лоскутному шитью, так как не хочу подпасть под чье-либо влияние. Люблю использовать разные техники и изобретать что-то новое и только свое",- говорит о себе мастерица. И это ей, несомненно, удается. Лоскутнице прошлого не пришло бы в голову называть свою работу "панно" и предложить повесить ее на стену вместо того, чтобы застелить ею постель. И хотя уже прошло не менее десятилетия с тех пор, как квилт был негласно признан видом декоративно-прикладного искусства, произведения Ларисы Дергачевой доказывают его право на это звание снова и снова (при этом, однако, они не теряют своей функциональности).
В сине-золотом панно каждый отдельный лоскут приобретает функцию мазка кистью, поблёскивание золотых нитей и подвижная структура ткани придают полотну (в прямом и в переносном смысле слова) живописность. В работе "Маки" красные лоскутки с острыми углами передают форму лепестка цветов. Здесь вообще употреблена очень сложная система построения панно: оно состоит из квадратов, которые в свою очередь состоят из десятка разноцветных многогранников. Трудно себе представить, сколько видов и расцветок тканей использует Лариса для каждой своей работы!