С 6 сентября по 1 октября 2006г. в Тициановском и Екатерининском залах Научно-исследовательского музея Российской академии художеств (Университетская наб., 17) будет проходить выставка "Эпоха Александра III" из фондов музея, приуроченная к церемонии перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны.
Выставка проходит под патронажем Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга.
Эта выставка представляет графические работы, архитектурные модели и скульптурные портреты, относящиеся к эпохе правления Александра III. Большинство экспонатов впервые предстанут перед зрителями.
Выставку открывает литография с картины придворного художника М.Е.Зичи, изображающая торжественную церемонию бракосочетания в Эрмитажной домовой церкви. В этот знаменательный день царевич одет в мундир казачьего Атаманского полка, шефом которого был, Мария Федоровна в сарафане из серебряной парчи и малиновой бархатной мантии, обшитой горностаем с малой бриллиантовой короной на голове.
Также на выставке представлены листы из альбома акварелей И.Монигетти, выполненные в 1861-1865 гг., включающие в себя архитектурные проекты церкви с видами интерьеров и декоративной росписью стен, расположение икон, облачение церковных служащих и церковную утварь.
История семьи Александра III неразрывно связана с крымским имением - Верхняя Массандра. Этапы многолетнего строительства императорского дворца, называемого и ныне "Александровским", можно проследить по графической серии архитектурных проектов М. Бушара и М. Месмахера.
Открытием выставки можно считать, впервые представленную перед зрителем проектную модель дачи барона А.Л.Штиглица, находившуюся в Нарве, созданную в 1852 году по проекту А.А.Штакеншнейдера. Дача эта не сохранилась, и мы можем получить о ней представление, лишь по модели, ставшей документом истории. Тем более, что с именем действительного тайного советника, барона, А.Л.Штиглица связаны интереснейшие и очень важные для России исторические события. В этой летней резиденции жил сам барон, затем его наследники, здесь останавливались величайшие особы во время поездок по стране.
Прикладное искусство, созданное в годы правления Александра III представлено на выставке работами Н. Султанова, творчество которого было тесно связано с осуществлением художественных идеалов императора. В лице императора Александра III архитектор обрел не только заказчика своих главных архитектурных произведений, но и встретил тонкого и знающего ценителя "русского стиля".
Архитектурные проекты Михайловского дворца, в котором в настоящее время находится Государственный Русский музей, логически завершают экспозицию выставки. Именно это здание, ставшее символом нашего города, можно назвать носителем эстетических идеалов и пристрастий императора.
Александр III был тонким ценителем искусства, очень хорошо разбирался в живописи и имел хорошую собственную коллекцию произведений русского и зарубежного искусства. Незадолго до кончины, когда его живописная коллекция уже насчитывала около одной тысячи произведений, он решил основать в Петербурге, по примеру П.М.Третьякова, музей русского искусства и передать в него из своей коллекции работы русских мастеров. Завершить это начинание уже пришлось его сыну Николаю П.
Огромный интерес Александра Ш к древней истории и образцам древнерусского искусства вызвал расцвет "русского стиля" в 80-90-е гг. Х1Х века, дал импульс на многие годы к сохранению образцов истинно русского искусства. Этот интерес очень актуален. Сегодня, в нашем унифицированном и стремительном мире этот исторический пример побуждает нас остановиться, задуматься о прошлом России, о своих корнях, в частности, о том, что мы должны бережно хранить и пережать следующим поколениям.