5 июля в Читинском областном краеведческом музее имени А.К. Кузнецова состоялось открытие выставки, посвященной 110-летию со дня рождения забайкальского этнографа и литератора Елпидифора Иннокентьевича Титова.
Как правило, имя этого человека вспоминают в связи с самым значительным из его опубликованных трудов -"Тунгусско-русским словарем". Он был первым исследователем забайкальских эвенков.
В 1919-1921 годах состоялись его первые самостоятельные экспедиционные поездки на север Прибайкалья, в Усть-Баргузин, Нижнеангарск, в бассейн Верхней Ангары. Когда он вернулся в Иркутск, там уже окончательно установилась советская власть. Привезенные коллекции, в том числе предметы шаманского культа и краниологические материалы, были переданы в Иркутский краеведческий музей. Вообще с 1919 по 1926 год ему удалось собрать большое количество материала по словарю и фольклору тунгусов. Как писал сам Елпидифор Иннокентьевич: …я располагаю собранием тунгусского фольклора …это: сказания о героях (18 записей), сказки бытовые и о животных (25), песни (25), загадки (40) … все тексты с переводом на русский язык, всего 150-200 страниц". Титов отмечает, что его исследованиями охвачены районы, где до тех пор не бывал ни один лингвист.
В конце 1926 года Титов уезжает в Харбин, где поступает на службу в Центральную библиотеку КВЖД. Однако это не мешает ему продолжать научную работу и сотрудничать с Обществом изучения Маньчжурского края. Так весной 1928 года Титов на выдувах к западу от Хайлара собрал коллекцию каменных изделий и тем самым положил начало специальному изучению целого археологического микрорайона с интереснейшими неолитическими памятниками. Это был первый опыт такого исследования на территории Северной Маньчжурии.
В феврале 1932 года Титов возвращается в Хабаровск, где возобновляет сотрудничество с редакцией "Тихоокеанской звезды", руководит литературным и международным отделами газеты. Елпидифор Иннокентьевич дружил с работавшим в той же редакции Аркадием Гайдаром, делил с ним комнату в общежитии. В ноябре 1933 года последовало назначение первым ответственным редактором журнала "На рубеже" (в дальнейшем "Дальний Восток"). В 1935 году Титов принят в Союз советских писателей.
Титов является также единственным соавтором В.К. Арсеньева - известного писателя, путешественника, исследователя Дальнего Востока. Их совместная работа "Быт и характер народностей Дальневосточного края", изданная в 1928 году, до сих пор остаётся ценнейшим источником сведений об этносах Восточной Сибири и Дальнего востока и важным обобщением по народонаселению региона в начале XX века. В книге опубликованы этнографические картины В.К. Арсеньева, переданные им в 1924 году в дар Читинскому музею. Все картины сохранились по сей день, и представлены на открывшейся выставке.
Последний период жизни Е.И. Титова был трагичен. 11 марта 1936 года Титова исключили из партии за "связь с чуждым элементом". Имелись в виду родители его супруги Тумановы, проживавшие в Харбине, но эмигрантами никогда не бывшие. 4 августа 1937 года он был арестован и к списку обвинений прибавились связи с "организатором и вдохновителем контрреволюционных групп и организаций на Дальнем Востоке Арсеньевым". 21 января 1938 года Елпидифор Иннокентьевич был расстрелян.
Открывшаяся 5 июля выставка - дань памяти талантливому и деятельному человеку, душой болевшему за судьбу коренных жителей Забайкалья и Дальнего Востока.
Выставка также является своеобразным результатом многолетней совместной работы новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН и Читинского областного краеведческого музея. Данные проект был поддержан Российским гуманитарным научным фондом.