Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств и Французский Институт в Санкт-Петербурге представляют уникальную выставку из фондов музея - "Рисунки Ж. - Б. Греза" - с 28 июня до 4 июля 2006 г. Екатерининский зал НИ Музея РАХ.
Greuze Jean-Baptiste 1725, Турню (область Сены и Луары) - 1805, Париж. Писал портреты и бытовые сцены, часто с морализующим содержанием, а также аллегорические и мифологические картины. Между 1747-1750 гг. обучался в мастерской Ш.Грандона в Лионе, около 1750 г. стал заниматься в Парижской Академии, в том числе рисунком у Ш.Натуара. В 1755 г. получил звание причисленного к Академии за картину "Чтение библии". В 1755-1757 гг. посетил Италию. С 1769 г. - член Королевской Академии живописи и скульптуры со званием "художник жанра".
Созданию каждой картины Греза всегда предшествовала большая работа рисовальщика. Его великолпные графические этюды, исполненные сангиной или "в три карандаша", уже в XVIII веке стали предметом коллекционирования.
Будущий президент Академии художеств И.И. Бецкой, живя за границей с 1756 по 1862 гг., сблизился в Париже с литератором и дипломатом, постоянным корреспондентом императрицы Екатерины II Ф.М. Гриммом, дружившим с Д. Дидро. Этот философ и художественный критик, в свою очередь, долгое время поддерживал тесные отношения с Грезом. Возможно, что по рекомендации и при посредстве Дидро и было куплено несколькими годами позже собрание рисунков художника (240 листов), которые, будучи переданы в 1769 г. в Академию художеств, употреблялись там в качестве образцов при обучениии студентов.
До нашего времени в коллекции Научно-исследовательского музея Академии художеств сохранилось около 30 работ Греза, по-прежнему хранящихся в одной и той же старинной папке. Все они представляют собой этюды голов, поскольку в Академии рисунки Греза были рассортированы по сюжетам. В собрании музея имеются подготовительные этюды к картинам "Деревенская помолвка", "Паралитик", "Чтение библии", "Отцовское проклятие", "Замечание матери" и другим. Вместе с тем, по словам Дидро и по мнению ряда позднейших исследователей, портретные типы, созданные Грезом, имели обобщающий характер и переходили из картины в картину - поэтому не всегда возможно точно определить принадлежность этюда определенной картине. Благодаря этой особенности творческого метода художника, эти чрезвычайно выразительные рисунки далеко перерастают значение подготовительного материала к живописным полотнам и несут в себе целостный художественный образ, являясь по сути дела законченными произведениями потретного жанра. Они демонстрируют еще одну грань таланта этого выдающегося мастера классицизма, известного широкой публике скорее своими масштабными морализующими полотнами. Такие графические листы Греза как "Голова нотариуса", "Голова мальчика, подающего питье", "Голова отца" и особенно трогательный "Портрет Анны Габриэль Бабюти, жены художника", безусловно, являются жемчужинами академического собрания рисунка.