Ватикан празднует 500-летие базилики Св. Петра. Но Музеи Ватикана хранят не только историю христианства.
Античные сокровища Ватикана имеют воистину мировую славу. И ценители прекрасного, и католические паломники почти одинаково рьяно стремятся увидеть древние статуи. Сегодня, знаменитая и бесспорно одна из лучших (если не лучшая) коллекция произведений римских и греческих скульпторов хранится в Музее Пио-Клементино. Названному так, в честь пап Клемента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799), ставших его основателями.
Среди его сокровищ есть две жемчужины - две статуи. И если бы даже музей обладал только ими, этого было бы достаточно. Ибо они на протяжении веков были олицетворением величия античного искусства, его идеалом и высшим его достижением.
Первой жемчужиной античной коллекции Ватикана является "Аполлон Бельведерский". Прекрасный и вечно юный бог солнца - Аполлон. Опираясь на описания античных авторов, Аполлона Бельведерского принято считать копией римского времени (часто только благодаря любви римских мастеров к произведениям скульпторов древней Эллады нам и известен их облик) со статуи Леохара, что была в IV веке до н. э. установлена в Дельфах - древнем святилище Аполлона. Если предположение, верно, то бог изображен в момент, когда его грозные незнающие промаха стрелы поражают древнее чудовище - Пифона, первого властителя Дельф. В конце XV века нашли эту статую и поместили в ватиканский дворец Бельведер, который и подарил ему свое имя.
Современному зрителю, возможно, не совсем ясно преклонение пред этой статуей Аполлона, чье тело по меркам современного мира отнюдь не совершенно. Но несколько столетий ему, бесспорно, принадлежала слава совершенного произведения искусства, высшего его идеала. Копии с него разошлись по всему миру. Крупнейшие музеи такие, как Лувр, Эрмитаж, Уффици, резиденции монархов, европейской аристократии, сады и парки украшают его повторения.
Второй жемчужиной собрания Пио-Клементинского музея был и остается знаменитый "Лаокоон". Обладание двумя этими произведениями искусства было величайшей честью. Наполеон, покоривший Европу, одерживавший победы над лучшими полководцами своего времени, причислял к числу своих побед, своих триумфом перевозку в Париж Бельведерской статуи и "Лаокоона". Этой статуе поклонялись Микеланджело и Бернини - создатели Ватикана. А найден он был совершенно случайно, несколько позднее Аполлона, в 1506 году в подвале одного из римских домов. Создан же в I или II веке до н. э.
Лаокоон - жрец древней Трои. 10 лет шла осада города, 10 лет греческие воины не могли сломить сопротивление его защитников. Но хитроумный Одиссей, царь острова Итака, придумал знаменитый трюк с конем, решившим участь города. Лаокоон пытался остановить своих соотечественников, но боги, принявшие сторону ахейцев наказали его. По воле Посейдона из глубин моря появились чудовищные змеи, задушившие жрица и его сыновей. Последние мгновения сражения Лаокоона с чудовищными посланцами богов изобразили древние скульпторы Агесандр, Полидор, Афинанадор. Его сыновья смирились с участью, у них не осталось сил для борьбы, лишь Лаокоон, преодолевая боль, о которой кричит каждая клеточка его тела, последним, воистину титаническим усилием пытается разорвать холодные кольца смертельных объятий.
"Лаокоон" - произведение Пергамской школы, создавшей знаменитый алтарь, в честь которого столь полюбившие античность немцы, построили музей. "Лаокоона", как и "Аполлона" из Бельведерского дворца, можно встретить во многих музеях (и не только музеях) мира, музеи России не исключение. Заметив некоторую разницу между копиями - не удивляйтесь. "Лаокоон" известен в нескольких "реставрациях". Скульпторы, производившие их в меру собственной фантазии, вкуса и сообразуясь с особенностями современного им художественного стиля, "восстанавливали" отнятые временем части статуи.
"Аполлон Бельведерский" и "Лаокоон" - два самых известных произведения искусства на протяжении более чем 3 веков истории европейской культуры. Совершенно разные: один - воплощение спокойствия, чуть женственной грации, другой - олицетворение страдания и … силы. Почти материальных по своей энергии. Связывает их не только легенда о Трое, прославленная Гомером и повторенная Вергилием (из его "Энеиды" известна трагическая история троянского жрица и его сыновей). Аполлон, в свою очередь, принял в той войне сторону троянцев (лишь благодаря его помощи Парис смог поразить Ахилла), которых безуспешно пытался защитить Лаокоон. Их связь в той беспрецедентной роли, что они сыграли в мировом искусстве. Они вдохновляли художников, поэтов, писателей, критиков. Их черты мы найдем во множестве произведений искусства, часто в самых неожиданных местах…
Скульптуры Акрополя http://www.museum.ru/N26539
Другие музеи Италии - Галереи Уффици http://www.museum.ru/N26991
Сайт Ватакана: http://www.christusrex.org/www1/vaticano/0-Musei.html
(с) Музеи России