30 апреля в Музее истории города Ярославля в рамках лектория "Путешествие в страну Культуры" состоялась видеопрограмма "Диалог культур Востока и Запада".
Лектор, председатель Ярославского Рериховского общества, член Международной ассоциации писателей и публицистов С.В. Скородумов, начал разговор с обращения к мудрости Востока: прозвучали стихи Омара Хайяма, высказывания Конфуция, японские хайку.
Восток и Запад, исторически находясь в постоянном взаимодействии, взаимно влияли друг на друга. И хотя это взаимодействие не всегда было мирным, можно утверждать, что оно давало импульс для исторического развития человечества.
Многие века культуры Востока и Запада противопоставлялись друг другу. Фраза Р. Киплинга: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись" принималась западным миром. Восток долгое время был скрыт от Запада не только далью тысяч километров, но и стеной предвзятых толкований и умышленных искажений.
Однако, Россия относилась к Востоку по-другому. Положение России между Востоком и Западом как моста, объединяющего эти два мира, обусловило многие особенности русской культуры, русского духа и русского характера.
"Россия может осознать себя и свое призвание в мире, " - писал крупнейший русский философ Н.А.Бердяев, - "лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она стоит в центре восточного и западного миров и может быть определена как Востоко-Запад".
Многие замечательные представители русской культуры понимали, что на огромных пространствах России в течение веков кипел и плавился культурный синтез Востока и Запада, формируя самобытную русскую культуру.
Многие русские люди стали первопроходцами в изучении Востока. Среди тех, кто внес большой вклад в приближение к нам культуры Востока, можно назвать тверичанина Афанасия Никитина (15 в.), первого русского ученого-индолога ярославца Герасима Степановича Лебедева (1749-1817) и многих других путешественников, деятелей науки и культуры.
Культурным мостом между Россией и Индией стала жизнь и деятельность великого русского художника, мыслителя и общественного деятеля Н.К.Рериха. Его мысли о всеединстве, общечеловеческих духовных ценностях и особой роли России как связующего звена между Востоком и Западом оказались созвучны идеям таких замечательных русских философов, как Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев.
Отмечая общий исток славянской и индийской культур, Н.К. Рерих в своем творчестве показал, что «священные берега Ганга» не так уж далеки от России. Рассматривая культурные процессы, происходящие в наших странах, он писал о сходстве героев эпосов, родственных связях в фольклоре, находил общее в народных праздниках, искусстве и многом другом. Н.К.Рерих верил в будущее культурное единение человечества.
Мнению"Запад есть Запад - Восток есть Восток" Н.К.Рерих твердо противопоставил мысль: "Лучшие розы Востока и лучшие розы Запада благоухают одинаково прекрасно". Он утверждал, что только общность эволюционных путей Востока и Запада будет способна решать судьбы народов, а для того, чтобы эти пути сошлись, необходимо взаимопонимание, построенное на широкой основе обмена культурными и духовными ценностями. События последних лет подтвердили актуальность этого утверждения.
Пространство Культуры едино для всего мирового сообщества. Именно в этом пространстве Восток и Запад соединяются в необходимости сохранения всего самого ценного, чем живо человечество.