НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Главный дворец Русского Версаля

10 января 2007Санкт-Петербург
К.-Б. Растрелли. Большой дворец Петергофа
Ж.-Б. Леблон. Петергофский дворец Петра I
Б. К. Растрелли. Большой дворец Петергофа
Б. К. Растрелли. Церковь Большого дворца Петергофа
…Шел 1703 год, по воле царя Петра Алексеевича во "тьме лесов" и "топи блат" невских берегов начали строить город, новую столицу России - Санкт-Петербург. Только под холодным серебром балтийского неба выросли крыши, шпили и купола первых домов, дворцов и соборов Северной Венеции, как вокруг нее стали расти многочисленные загородные, условно летние, резиденции императора и его окружения. В том числе и Петергоф, чье имя так созвучно имени первого императора России его столицы…

В радужном облаке брызг знаменитых фонтанов возникает величественный и, одновременно, изящный, как фарфоровая статуэтка, главный, "Большой" дворец "Русского Версаля". Возрожденный из пепла войны шедевр Растрелли. История его уходит корнями, точнее фундаментом, в петровскую эпоху. Есть даже легенда, что первый петергофский дворец был построен по "проекту" царя-реформатора, но это только легенда, скорее всего. Достоверно же известно следующее: с 1716 года, спустя два года после появления первых сведений о петергофской резиденции, постройкой дворца руководил Жан Батист Леблон. Французский архитектор, создатель самого идеального генерального плана Петербурга. Но для истории Петергофа, гораздо важнее участие его в сочинении "Большого каскада". Одно из красивейших фонтанов Петергофа и России.

Надо сказать, Петергоф был, по свидетельствам современников, одной из любимейших загородных резиденций царя Петра Алексеевича. Исторически выигравшей право называться "Русским Версалем" у Стрельны.

В 1717 году Леблон завершил дворец. Черты его "Летних палат" Петра I можно и сегодня прочитать в облике дворца. До восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны они сохранили свой облик неизменным, хотя и обросли многочисленными пристройками. Идея реконструкции "Петровских палат", так часто именовали Петергофский дворец в то время, возникла в первый же год нового царствования. Однако внесенные усовершенствования венценосную заказчицу не удовлетворили. Пять лет спустя, в 1746 году, она поручает Растрелли подготовить проект полной перестройки Большого петергофского дворца. В этот раз перед любимым архитектором императрицы стояла особенно сложная задача, не только угодить капризной заказчице (что Бартоломео Растрелли умел и умел хорошо), но и сохранить стены Леблонова дворца. Таково было условие царицы, в котором переплелись мотивы личные и политические. С одной стороны Елизавета, действительно, искренне почитала своего отца, с другой, ей, занявшей престол не самым законным образом, было важно подчеркнуть свой статус его преемницы.

Итак, Летние палаты Петра стали центром дворца Растрелли. Скромность петровского стиля оделась в праздничные одежды елизаветинского барокко. Оконные переплеты расцвели причудливым и пышным орнаментом, появился еще один этаж, выросли боковые корпуса. Особенно прекрасны венчающие их павильоны, в одном из них помещалась дворцовая церковь. Второй называют "Гербовым" или павильоном "под гербом" из-за венчающего его главу двухглавого орла. Тоже произошло и с немногочисленными сохранившимися до того времени интерьерами петровского времени. Так кабинет царя-реформатора стал реликвией, помещенной в реликварий бело-золотого великолепии парадных залов нового царствования.

Почти 200 лет дворец Растрелли украшал парки Петергофа. В Великую Отечественную, когда сомкнулось блокадное кольцо, Петродворец был оккупирован. В 1944 году он был освобожден. Обгоревшие остовы дворцов на почерневшей, пустынной земле открылись взгляду победителей. Советские реставраторы совершили невозможное. Сегодня лишь черно-белые фотографии в залах дворца хранят облик обожженной войной земле Петергофа. Но и сейчас, 63 года спустя, реставрация не окончена…

(с) Музеи России

www.museum.ru/N26542
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Адрес:город Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Разводная, 2
Проезд:См. здесь
Телефоны:спр. +7 (929) 116-26-55, экс.бюро (812) 420-0073
сайт:peterhofmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 21.11.2024  x    ?  


Выставка «Незнакомка. Три видения» в Музее-квартире А.А. Блока

Музей Михаила Булгакова выпустил большой просветительский проект о жизни Булгакова в Москве

Выставка "Легенды военной разведки" в Музее Победы

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова" в Национальном музее музыки

Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка "Четыре масти" в Галерее Беляево

Концерт камерной музыки в Томском художественном музее

Выставка «Магия акварели» в Третьяковской галерее

Большой осенний кадетский бал в Музее Победы

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Открытие нового зала экспозиции "Музыкальные инструменты народов мира" в Шереметевском дворце

Выставка "Фоссилизация: путь в вечность" на ВДНХ

Планшетная выставка "Вклад Российской академии наук в развитие науки об измерениях"

В тени Арарата. Групповая выставка современных турецких и армянских художников в Эрарте

Памяти Ирины Яковлевны Богуславской. К 95-летию со дня рождения

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Евгения Варенцова «Полёт над миром»

Выставка «Лермонтов. Места силы». Финальная серия

Армянские художники в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Азбука чистоты. Советы Мойдодыра" в Военно-медицинском музее

"Совпадение горизонта". Живопись Владимира Мигачева и Александра Кабина

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда

Итоговая коллажная выставка в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru