НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Главный дворец Русского Версаля

10 января 2007Санкт-Петербург
К.-Б. Растрелли. Большой дворец Петергофа
Ж.-Б. Леблон. Петергофский дворец Петра I
Б. К. Растрелли. Большой дворец Петергофа
Б. К. Растрелли. Церковь Большого дворца Петергофа
…Шел 1703 год, по воле царя Петра Алексеевича во "тьме лесов" и "топи блат" невских берегов начали строить город, новую столицу России - Санкт-Петербург. Только под холодным серебром балтийского неба выросли крыши, шпили и купола первых домов, дворцов и соборов Северной Венеции, как вокруг нее стали расти многочисленные загородные, условно летние, резиденции императора и его окружения. В том числе и Петергоф, чье имя так созвучно имени первого императора России его столицы…

В радужном облаке брызг знаменитых фонтанов возникает величественный и, одновременно, изящный, как фарфоровая статуэтка, главный, "Большой" дворец "Русского Версаля". Возрожденный из пепла войны шедевр Растрелли. История его уходит корнями, точнее фундаментом, в петровскую эпоху. Есть даже легенда, что первый петергофский дворец был построен по "проекту" царя-реформатора, но это только легенда, скорее всего. Достоверно же известно следующее: с 1716 года, спустя два года после появления первых сведений о петергофской резиденции, постройкой дворца руководил Жан Батист Леблон. Французский архитектор, создатель самого идеального генерального плана Петербурга. Но для истории Петергофа, гораздо важнее участие его в сочинении "Большого каскада". Одно из красивейших фонтанов Петергофа и России.

Надо сказать, Петергоф был, по свидетельствам современников, одной из любимейших загородных резиденций царя Петра Алексеевича. Исторически выигравшей право называться "Русским Версалем" у Стрельны.

В 1717 году Леблон завершил дворец. Черты его "Летних палат" Петра I можно и сегодня прочитать в облике дворца. До восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны они сохранили свой облик неизменным, хотя и обросли многочисленными пристройками. Идея реконструкции "Петровских палат", так часто именовали Петергофский дворец в то время, возникла в первый же год нового царствования. Однако внесенные усовершенствования венценосную заказчицу не удовлетворили. Пять лет спустя, в 1746 году, она поручает Растрелли подготовить проект полной перестройки Большого петергофского дворца. В этот раз перед любимым архитектором императрицы стояла особенно сложная задача, не только угодить капризной заказчице (что Бартоломео Растрелли умел и умел хорошо), но и сохранить стены Леблонова дворца. Таково было условие царицы, в котором переплелись мотивы личные и политические. С одной стороны Елизавета, действительно, искренне почитала своего отца, с другой, ей, занявшей престол не самым законным образом, было важно подчеркнуть свой статус его преемницы.

Итак, Летние палаты Петра стали центром дворца Растрелли. Скромность петровского стиля оделась в праздничные одежды елизаветинского барокко. Оконные переплеты расцвели причудливым и пышным орнаментом, появился еще один этаж, выросли боковые корпуса. Особенно прекрасны венчающие их павильоны, в одном из них помещалась дворцовая церковь. Второй называют "Гербовым" или павильоном "под гербом" из-за венчающего его главу двухглавого орла. Тоже произошло и с немногочисленными сохранившимися до того времени интерьерами петровского времени. Так кабинет царя-реформатора стал реликвией, помещенной в реликварий бело-золотого великолепии парадных залов нового царствования.

Почти 200 лет дворец Растрелли украшал парки Петергофа. В Великую Отечественную, когда сомкнулось блокадное кольцо, Петродворец был оккупирован. В 1944 году он был освобожден. Обгоревшие остовы дворцов на почерневшей, пустынной земле открылись взгляду победителей. Советские реставраторы совершили невозможное. Сегодня лишь черно-белые фотографии в залах дворца хранят облик обожженной войной земле Петергофа. Но и сейчас, 63 года спустя, реставрация не окончена…

(с) Музеи России

www.museum.ru/N26542
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Адрес:город Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Разводная, 2
Проезд:См. здесь
Телефоны:спр. (812) 450-5287, экс. бюро (812) 420-0073
сайт:www.peterhofmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 18.02.2019  x    ?  


Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

Выставка «Суриков. Взятие снежного городка» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

"Год Театра в деревне Перемилово" - персональная выставка Владимира Любарова

Выставка "До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1900-1930" в Баку

Иркутский музей декабристов приглашает на Масленицу

Открытие выставки творческой группы петербургских художников "Дети Архипа Куинджи"

«Реальное и нереальное» Роджера Баллена

Выставка "Валентина Толкунова. Разговор с женщиной"

Красота: плюс-минус

Михаил Грачев. Советская повседневная жизнь. 1930-е - 1960-е годы

Научная конференция "Тема смерти и бессмертия в изобразительном искусстве Нового и новейшего времени"

Новое прошлое Тамары Стофферс

K 135-летию со дня рождения Е.Н. Павловского. Выставка «Путешествие во имя жизни»

Выставка красноярского художника Виктора Сачивко в Музейном центре «Площадь Мира»

Осень русского Средневековья

«Если Бог за нас, то кто против нас!»: князь Дмитрий Донской – жизнь и деяния

Выставка Александры Фатеевой "Крымский пейзаж"

Интерактивная мастерская "Герои николаевского времени" в Русском музее

А.А. Мыльников (1919-2012). 100 лет со дня рождения

В Московском Планетарии открылась выставка к 85-летию Юрия Гагарина

Выставка «Гран-тур. Русская версия». Фотография Италии второй половины XIX века

Карл Гампельн. Глухой художник

Абстракционизм в Италии. Умберто Мариани

Афишемания. Французская реклама конца XIX - начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Флора» Франческо Мельци. К завершению реставрации

Плоскость. Пространство. Геометрия

Россия - Эстония: перекрестки культур

Ретроспективная выставка «Люди» к 80-летию Юрия Роста

Цифровые сны в Петрозаводске

Жерар Юфера. Один день в музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru