Афинский акрополь. Он давно стал не просто одним из, надо сказать многочисленных, памятников античного мира, дошедших через терние и перипетии истории до наших дней, но его символом. Его храмы, и Парфенон в первую очередь, на протяжении веков считаются (и надо сказать заслуженно) лучшими образцами эпохи наивысшего расцвета эллинского искусства. Говоря о нем, принято (и хочется) употреблять только превосходные степени.
Величественные руины, величественных храмов. Вот уже 2500 лет они украшают священную скалу на побережье Эгейского моря. Первые святилища здесь появились раньше, но возраст построек, привлекающих ежегодно миллионы туристов со всего мира в Грецию, именно таков. Совершенная строгость форм храма Афины, утонченная легкость святилища Ники Аптерос (Ники Бескрылой), венчающего одну из мощных крепостных стен Акрополя, задумчивые кариатиды и орнаментальное великолепие Эрехтейона столетиями восхищали и притягивали путешественников и художников. Восхищала их и поразительная гармония, и красота звучания оттенков белого их мраморных блоков и плит.
Долгое время казалось, что античный мир изучен европейской цивилизацией досконально. В живописи, гравюрах, рисунках, книжных описания и иллюстрациях, фильмах (кино вслед за живописью успешно продолжило популяризацию образа античности утвержденного исследователями XVIII века) мы встречали один и тот же облик древних городов. Сияющие под ярким синим небом в лучах южного солнца постройки белого мрамора.
Прекрасная легенда о беломраморной античности жила столетия и лишь недавно была опровергнута наукой. Выяснилось, что греки (как впрочем, и римляне вслед за ними) питали слабость к ярким краскам. Которыми и украшали (большинство современных читателей, безусловно, поставят последнее слово в кавычки) знаменитые храмы и статуи.
...Греция, Афины. Время действия, например, V век до Рождества Христова. Если бы вы могли перенестись туда, то вам открылась бы примерно следующая картина…
Вдыхая, солоноватый морской воздух вы поднимаетесь к сердцу Афин - Акрополю, обители великих олимпийских богов. Внизу остался шум многолюдного города. В лучах солнца, подвластных Аполлону, красочные стены святилищ кажутся особенно яркими. Красным и синим, цветут колонны Парфенона. Прорастая сквозь них, пурпур и лазурь переплетаются они и в поясе метоп и пространстве фронтонов. Герои и боги, чьи черты запечатлены в статуях и рельефах, выглядят совершенно живыми. Их яркие одежды великолепны, их лица налиты здоровым румянцем, их глаза внимательно смотрят на нас с высоты. Великий Фидий, чьи статуи почти в равной степени, что и деяния его покровителя Перикла, составляют величие и славу города дочери Зевса, хорошо обучил своих мастеров. Кариатиды Эрехтейона соревнуются с их творениями яркостью и великолепием нарядов. Внутри храмы подобны цветущему саду. Стены, колонны, перекрытия их опутаны сетью ярких узоров...
От былой симфонии цвета храмов Акрополя до наших дней, естественно, не сохранилось ничего. Сейчас ученые, историки, искусствоведы, химики и многие другие вновь, подобно исследователям века энциклопедистов, заняты реконструкций античных памятников. Результаты их трудов подчас выглядят, мягко говоря, непривычно. И в первый момент даже могут показаться дурным китчем. Но в целом новая, "истинная" картина античность выглядит весьма интересной. Конечно, для изменения привычных стереотипов представления о древних цивилизациях Греции и Рима, потребуется много времени. Правда, процесс обещает быть весьма интересным и стать его участником может (и должен) каждый...
Скульптуры из Акрополя в Британском музее http://www.museum.ru/N26537
Языческие шедевры в цитадели христианства в Ватикане http://www.museum.ru/N27023
Сайт Музея Акрополя http://www.culture.gr/2/21/211/21101m/e211am01.html
(с) Музеи России