В уфимском автотранспортном колледже в рамках образовательного проекта "Дороги в жизни и в искусстве" прошла встреча с искусствоведом С. Соболевской, посвященная 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС. В центре внимания была серия экологических пейзажей Члена-корреспондента Академии художеств, Заслуженного художника Башкортостана С. Б. Краснова. Этой серии картин в нынешнем году также исполнилось 20 лет.
Есть какая-то важная закономерность в том, что именно в экологически больной Уфе появилась одна из первых (а может быть и самая первая) картина о чернобыльской катастрофе. Это "Атомный сфинкс", созданный художником С.Красновым почти через месяц после аварии. Картина драматична. В ней ощутимо страшное дыхание беды. Главное ее достоинство в том, что художник воспроизвел сам феномен познания человечеством Природы. Давайте рассмотрим ее внимательнее.
Страж Царства мертвых. На фоне пустынного вневременного пейзажа вплотную к переднему краю возвышается диковинная пирамида из кубов черного и белого цвета. Драматизм пейзажу придают предгрозовые тучи. В их мятежной симфонии отчетливо проступает грозный и скорбный человеческий лик и тающий объем массивного львиного тела. Эта фантасмагория представляет собой призрак сфинкса, распростершего по горизонту свои тяжелые земные лапы-холмы.
Смертоносный источник. Постаментом парящему сфинксу служит черно-белая пирамида. Постамент этот необычный: в нем сфинкс находит постоянный источник питания. Почему это происходит? - Потому что у пирамиды вполне земная природа. Черный куб символизирует собой контейнер с использованными радиоактивными отходами. Белый куб - железобетонный могильник, куда отходы закладывают перед захоронением. Контуры черного куба окружены светящимся ореолом: процесс распада не окончен.
Диалектика познания. Художник сознательно использует многослойную метафору. В картине мы можем увидеть и саркофаг, в котором захоронен четвертый энергоблок Чернобыля. И многочисленные "черные ящики" отработанного топлива, разбросанные по всей Земле, явно представляющие собой скрытую угрозу Человечеству. Действие, происходящее на картине, становится памятником не конкретным событиям, а всем вместе взятым прошлым и грядущим бедам великой Ядерной эры. Композиция картины диалектична. Сюжет не ограничивается драмой радиационного возмездия Человечеству поруганной им Природы. Из тех же кубов, черного и белого, словно ступени вырастает памятник Познанию - этому вечному двигателю развития цивилизации.
Ящик Пандоры. "Ящик Пандоры" - один из значимых символов в истории ядерной физики. После атомной трагедии Херосимы в 1945 году, Эйнштейн каялся: "Своим письмом к Рузвельту я открыл ящик Пандоры". Атомная бомбардировка городов Японии вызвала волну возмущений мирового сообщества. Но в мирный атом верили свято. Верили и пели: "Пусть мирный атом, надежный атом, сияет солнцем для меня". И что же? С Чернобылем "ящик Пандоры" распахнулся вновь.
Магия чисел. "Жизнь на Земле - эксперимент. Бог играл в кости и проиграл" - мрачно пошутил современный философ. Известное высказывание о Боге играющим в кости также вписано в композицию картины Краснова "Атомный сфинкс". Белый куб - игровое поле. Черный куб - фишка, кость. Что же выпало на фишке? - На черном фронтальном поле видны неровные, нервные цифры: "1986". Год аварии на Чернобыльской АЭС. В них и память о реальном историческом событии, и магия чисел.
Код Дали и Малевича. В "Атомном сфинксе" реализованы крупнейшие художественные концепции XX века: масштаб события определил и масштаб выразительных средств. В текучих очертания фантастического пейзажа заметно влияние Сальвадора Дали. Черные и белые кубы отсылают нас к структурам Малевича. Известно, что для Малевича сокращение художественной формы до квадрата было примером частного проявления общего закона сохранения энергии. "Рано или поздно произойдет мистическое слияние научных открытий в области ядерной физики с религиозной концепцией", - писал Сальвадор Дали. По сути дела, "Атомный сфинкс" Краснова можно считать одной из расшифровок кода Малевича-Дали.
Вавилонская башня. Скорость, с которой был продуман и написан "Атомный сфинкс" вполне объяснима - Чернобыльская катастрофа для Краснова не была неожиданностью. Логическая цепь "человек - природа - глобальная катастрофа" в его картинах замкнулась намного раньше реального события. На протяжении многих лет художник писал урбанистические пейзажи. На них гигантские монстры промышленных объектов постепенно вытесняли все живое. Человек превращался в робота, становился винтиком гигантской машины, и его разум уже не в силах был что-нибудь изменить. Буквально накануне аварии Краснов закончил картину "Атомный город". Она представляет собой Мегаполис технократической эры, созданный по образу и подобию легендарной Вавилонской башни. Это гигантский человеческий муравейник, оснащенный достижениями неоцивилизации. Созерцание картины обладает гипнотическим действием: ты заворожен красотой инженерной мысли и в то же время тебя охватывает панический страх перед этим чудищем, поглотившим большую часть планеты.