НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Уфа. Чернобыль как предчувствие

c 26 апреля по 26 мая 2006Республика Башкортостан
С.Б.Краснова. Атомный город
С.Б.Краснова. День воды
С.Б.Краснова. Отдых после трудовой недели
С.Б.Краснова. Сфинкс
С.Б.Краснова. Идолы на Гудзоне. 1999
В уфимском автотранспортном колледже в рамках образовательного проекта "Дороги в жизни и в искусстве" прошла встреча с искусствоведом С. Соболевской, посвященная 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС. В центре внимания была серия экологических пейзажей Члена-корреспондента Академии художеств, Заслуженного художника Башкортостана С. Б. Краснова. Этой серии картин в нынешнем году также исполнилось 20 лет.

Есть какая-то важная закономерность в том, что именно в экологически больной Уфе появилась одна из первых (а может быть и самая первая) картина о чернобыльской катастрофе. Это "Атомный сфинкс", созданный художником С.Красновым почти через месяц после аварии. Картина драматична. В ней ощутимо страшное дыхание беды. Главное ее достоинство в том, что художник воспроизвел сам феномен познания человечеством Природы. Давайте рассмотрим ее внимательнее.

Страж Царства мертвых. На фоне пустынного вневременного пейзажа вплотную к переднему краю возвышается диковинная пирамида из кубов черного и белого цвета. Драматизм пейзажу придают предгрозовые тучи. В их мятежной симфонии отчетливо проступает грозный и скорбный человеческий лик и тающий объем массивного львиного тела. Эта фантасмагория представляет собой призрак сфинкса, распростершего по горизонту свои тяжелые земные лапы-холмы.

Смертоносный источник. Постаментом парящему сфинксу служит черно-белая пирамида. Постамент этот необычный: в нем сфинкс находит постоянный источник питания. Почему это происходит? - Потому что у пирамиды вполне земная природа. Черный куб символизирует собой контейнер с использованными радиоактивными отходами. Белый куб - железобетонный могильник, куда отходы закладывают перед захоронением. Контуры черного куба окружены светящимся ореолом: процесс распада не окончен.

Диалектика познания. Художник сознательно использует многослойную метафору. В картине мы можем увидеть и саркофаг, в котором захоронен четвертый энергоблок Чернобыля. И многочисленные "черные ящики" отработанного топлива, разбросанные по всей Земле, явно представляющие собой скрытую угрозу Человечеству. Действие, происходящее на картине, становится памятником не конкретным событиям, а всем вместе взятым прошлым и грядущим бедам великой Ядерной эры. Композиция картины диалектична. Сюжет не ограничивается драмой радиационного возмездия Человечеству поруганной им Природы. Из тех же кубов, черного и белого, словно ступени вырастает памятник Познанию - этому вечному двигателю развития цивилизации.

Ящик Пандоры. "Ящик Пандоры" - один из значимых символов в истории ядерной физики. После атомной трагедии Херосимы в 1945 году, Эйнштейн каялся: "Своим письмом к Рузвельту я открыл ящик Пандоры". Атомная бомбардировка городов Японии вызвала волну возмущений мирового сообщества. Но в мирный атом верили свято. Верили и пели: "Пусть мирный атом, надежный атом, сияет солнцем для меня". И что же? С Чернобылем "ящик Пандоры" распахнулся вновь.

Магия чисел. "Жизнь на Земле - эксперимент. Бог играл в кости и проиграл" - мрачно пошутил современный философ. Известное высказывание о Боге играющим в кости также вписано в композицию картины Краснова "Атомный сфинкс". Белый куб - игровое поле. Черный куб - фишка, кость. Что же выпало на фишке? - На черном фронтальном поле видны неровные, нервные цифры: "1986". Год аварии на Чернобыльской АЭС. В них и память о реальном историческом событии, и магия чисел.

Код Дали и Малевича. В "Атомном сфинксе" реализованы крупнейшие художественные концепции XX века: масштаб события определил и масштаб выразительных средств. В текучих очертания фантастического пейзажа заметно влияние Сальвадора Дали. Черные и белые кубы отсылают нас к структурам Малевича. Известно, что для Малевича сокращение художественной формы до квадрата было примером частного проявления общего закона сохранения энергии. "Рано или поздно произойдет мистическое слияние научных открытий в области ядерной физики с религиозной концепцией", - писал Сальвадор Дали. По сути дела, "Атомный сфинкс" Краснова можно считать одной из расшифровок кода Малевича-Дали.

Вавилонская башня. Скорость, с которой был продуман и написан "Атомный сфинкс" вполне объяснима - Чернобыльская катастрофа для Краснова не была неожиданностью. Логическая цепь "человек - природа - глобальная катастрофа" в его картинах замкнулась намного раньше реального события. На протяжении многих лет художник писал урбанистические пейзажи. На них гигантские монстры промышленных объектов постепенно вытесняли все живое. Человек превращался в робота, становился винтиком гигантской машины, и его разум уже не в силах был что-нибудь изменить. Буквально накануне аварии Краснов закончил картину "Атомный город". Она представляет собой Мегаполис технократической эры, созданный по образу и подобию легендарной Вавилонской башни. Это гигантский человеческий муравейник, оснащенный достижениями неоцивилизации. Созерцание картины обладает гипнотическим действием: ты заворожен красотой инженерной мысли и в то же время тебя охватывает панический страх перед этим чудищем, поглотившим большую часть планеты.

www.museum.ru/N26456
Ваше мнение »»

»»Национальный музей Республики Башкортостан
Адрес:Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Советская, 14
Проезд:Автобусы и маршрутные такси до ост. "Гостиный двор", "Советская площадь"
Телефоны:(347) 273-03-63, 273-35-77 (экс. отдел)
сайт:museumrb.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.11.2024  x    ?  


Выставка «Сокровища Бахрейна: искусство золотого дела сквозь века» в Историческом музее

Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка "Пусть расцветают все цветы" в Музее Востока

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка» в Петропавловской крепости

MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века

Выставка «Незнакомка. Три видения» в Музее-квартире А.А. Блока

Музей Михаила Булгакова выпустил большой просветительский проект о жизни Булгакова в Москве

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова" в Национальном музее музыки

Цикл концертов к выставке «А в степи: бушует ветер…» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка «Пир и праздник в античном мире» из собрания Государственного Эрмитажа в Выборге

Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки

Выставка "Четыре масти" в Галерее Беляево

Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка «Магия акварели» в Третьяковской галерее

Большой осенний кадетский бал в Музее Победы

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Выставка "Фоссилизация: путь в вечность" на ВДНХ

Художник Пётр Бучкин: Углич - Петербург - Ленинград

Выставка «Внимание, человек!» в Дарвиновском музее

Галина Уланова: "Душа движения - движение души" - выставка Бахрушинского музея в Алексине

Выставка «Фото. Алексин. 24. Осень»

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Планшетная выставка "Вклад Российской академии наук в развитие науки об измерениях"

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Владимир Янтарёв «К звездам…»

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Памяти Ирины Яковлевны Богуславской. К 95-летию со дня рождения

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Азбука чистоты. Советы Мойдодыра" в Военно-медицинском музее

Итоговая коллажная выставка в Русском музее фотографии

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru