НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Уфа. Чернобыль как предчувствие

c 26 апреля по 26 мая 2006Республика Башкортостан
С.Б.Краснова. Атомный город
С.Б.Краснова. День воды
С.Б.Краснова. Отдых после трудовой недели
С.Б.Краснова. Сфинкс
С.Б.Краснова. Идолы на Гудзоне. 1999
В уфимском автотранспортном колледже в рамках образовательного проекта "Дороги в жизни и в искусстве" прошла встреча с искусствоведом С. Соболевской, посвященная 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС. В центре внимания была серия экологических пейзажей Члена-корреспондента Академии художеств, Заслуженного художника Башкортостана С. Б. Краснова. Этой серии картин в нынешнем году также исполнилось 20 лет.

Есть какая-то важная закономерность в том, что именно в экологически больной Уфе появилась одна из первых (а может быть и самая первая) картина о чернобыльской катастрофе. Это "Атомный сфинкс", созданный художником С.Красновым почти через месяц после аварии. Картина драматична. В ней ощутимо страшное дыхание беды. Главное ее достоинство в том, что художник воспроизвел сам феномен познания человечеством Природы. Давайте рассмотрим ее внимательнее.

Страж Царства мертвых. На фоне пустынного вневременного пейзажа вплотную к переднему краю возвышается диковинная пирамида из кубов черного и белого цвета. Драматизм пейзажу придают предгрозовые тучи. В их мятежной симфонии отчетливо проступает грозный и скорбный человеческий лик и тающий объем массивного львиного тела. Эта фантасмагория представляет собой призрак сфинкса, распростершего по горизонту свои тяжелые земные лапы-холмы.

Смертоносный источник. Постаментом парящему сфинксу служит черно-белая пирамида. Постамент этот необычный: в нем сфинкс находит постоянный источник питания. Почему это происходит? - Потому что у пирамиды вполне земная природа. Черный куб символизирует собой контейнер с использованными радиоактивными отходами. Белый куб - железобетонный могильник, куда отходы закладывают перед захоронением. Контуры черного куба окружены светящимся ореолом: процесс распада не окончен.

Диалектика познания. Художник сознательно использует многослойную метафору. В картине мы можем увидеть и саркофаг, в котором захоронен четвертый энергоблок Чернобыля. И многочисленные "черные ящики" отработанного топлива, разбросанные по всей Земле, явно представляющие собой скрытую угрозу Человечеству. Действие, происходящее на картине, становится памятником не конкретным событиям, а всем вместе взятым прошлым и грядущим бедам великой Ядерной эры. Композиция картины диалектична. Сюжет не ограничивается драмой радиационного возмездия Человечеству поруганной им Природы. Из тех же кубов, черного и белого, словно ступени вырастает памятник Познанию - этому вечному двигателю развития цивилизации.

Ящик Пандоры. "Ящик Пандоры" - один из значимых символов в истории ядерной физики. После атомной трагедии Херосимы в 1945 году, Эйнштейн каялся: "Своим письмом к Рузвельту я открыл ящик Пандоры". Атомная бомбардировка городов Японии вызвала волну возмущений мирового сообщества. Но в мирный атом верили свято. Верили и пели: "Пусть мирный атом, надежный атом, сияет солнцем для меня". И что же? С Чернобылем "ящик Пандоры" распахнулся вновь.

Магия чисел. "Жизнь на Земле - эксперимент. Бог играл в кости и проиграл" - мрачно пошутил современный философ. Известное высказывание о Боге играющим в кости также вписано в композицию картины Краснова "Атомный сфинкс". Белый куб - игровое поле. Черный куб - фишка, кость. Что же выпало на фишке? - На черном фронтальном поле видны неровные, нервные цифры: "1986". Год аварии на Чернобыльской АЭС. В них и память о реальном историческом событии, и магия чисел.

Код Дали и Малевича. В "Атомном сфинксе" реализованы крупнейшие художественные концепции XX века: масштаб события определил и масштаб выразительных средств. В текучих очертания фантастического пейзажа заметно влияние Сальвадора Дали. Черные и белые кубы отсылают нас к структурам Малевича. Известно, что для Малевича сокращение художественной формы до квадрата было примером частного проявления общего закона сохранения энергии. "Рано или поздно произойдет мистическое слияние научных открытий в области ядерной физики с религиозной концепцией", - писал Сальвадор Дали. По сути дела, "Атомный сфинкс" Краснова можно считать одной из расшифровок кода Малевича-Дали.

Вавилонская башня. Скорость, с которой был продуман и написан "Атомный сфинкс" вполне объяснима - Чернобыльская катастрофа для Краснова не была неожиданностью. Логическая цепь "человек - природа - глобальная катастрофа" в его картинах замкнулась намного раньше реального события. На протяжении многих лет художник писал урбанистические пейзажи. На них гигантские монстры промышленных объектов постепенно вытесняли все живое. Человек превращался в робота, становился винтиком гигантской машины, и его разум уже не в силах был что-нибудь изменить. Буквально накануне аварии Краснов закончил картину "Атомный город". Она представляет собой Мегаполис технократической эры, созданный по образу и подобию легендарной Вавилонской башни. Это гигантский человеческий муравейник, оснащенный достижениями неоцивилизации. Созерцание картины обладает гипнотическим действием: ты заворожен красотой инженерной мысли и в то же время тебя охватывает панический страх перед этим чудищем, поглотившим большую часть планеты.

www.museum.ru/N26456
Ваше мнение »»

»»Национальный музей Республики Башкортостан
Адрес:Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Советская, 14
Проезд:Автобусы и маршрутные такси до ост. "Гостиный двор", "Советская площадь"
Телефоны:(347) 273-03-63, 273-35-77 (экс. отдел)
сайт:museumrb.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


«Библионочь-2024» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru